Киргизия: В стране ощущается острая нехватка качественных семян пшеницы
Резкий рост цен на муку и хлебобулочные изделия поставил перед властями Киргизии новую задачу – реанимировать семеноводческую отрасль. Но пока правительство страны ограничилось лишь принятием специальной программы и «пожарными» методами решения проблемы.
Оперативная реакция киргизских властей на «хлебный кризис» проявилась в закупке дополнительных запасов зерна и его распределении по регионам по относительно низкой цене. Власти пошли также на снижение до десяти процентов налога на добавленную стоимость при производстве и дальнейших поставках муки, хлебобулочных изделий и растительного масла. Кроме того, правительство страны приняло программу по развитию семеноводства пшеницы на 2008-2010 годы.
Напомним, что с началом сезона уборки урожая зерновых - поры, когда цены в Киргизии обычно падают, - в стране резко подорожали пшеница, мука, хлебобулочные изделия, растительное масло и другие виды продуктов первой необходимости. Власти объяснили это, в частности, ростом цен на мировом рынке. Однако позже президент Киргизии Курманбек Бакиев в подорожании продуктов обвинил правительство, заявив, что оно должно было спрогнозировать ситуацию и дать предложения по предупреждению резкого скачка цен. В свою очередь, правительство Киргизии заявило, что дефицит зерна, муки и хлебобулочных изделий стал следствием сокращения посевных площадей пшеницы.
По официальным данным, за последние семь лет посевные площади пшеницы в стране сократились на четверть. Так, если в 2001 году с четырехсот семидесяти тысяч гектаров пшеницы было получено 1,3 миллиона тонн зерна, то в 2007 году посевные площади этой зерновой культуры сократились до трехсот девяноста тысяч гектаров, а валовой урожай составил чуть более восьмисот тысяч тонн. Такое количество покрывает лишь около семидесяти процентов потребности населения страны в пшенице. При этом средняя урожайность упала с двадцати четырех центнеров с гектара до двадцати. Одной из основных причин сложившейся ситуации было названо использование для сева некачественных семян. А правительство Киргизии и вовсе констатировало, что система семеноводства в стране распалась.
Между тем, стремительный рост цен на зерно и муку - почти в два-три раза, - заставил фермеров изменить свое отношение к зерновой отрасли, что привело к резкому увеличению посевов пшеницы. Однако нехватка хороших семян поставила крестьян в безвыходное положение. «Где нам взять качественные семена? – задается вопросом фермер из Джалалабадской области Абдукалык Маткалыков. – У местных семеноводческих хозяйств та же пшеница, что у нас, но намного дороже. А привозные семена нам не по карману».
По данным Ошской областной администрации, в 2007 году посевные площади в этом регионе увеличились на восемнадцать тысяч гектаров. Почти на столько же они выросли и в соседней Джалалабадской области. По прогнозам специалистов, запасы семян в области могут покрыть всего восемьдесят процентов от потребности. Из-за отсутствия семян, техники и по другим причинам к концу октября в области было вспахано всего тридцать процентов земель, озимых посеяно чуть более двадцати процентов от намеченных показателей, а в отдельных районах - всего семь-восемь процентов.
Благодаря хорошим природным и климатическим условиям, в советское время в Киргизии была создана мощная семеноводческая база, лучшими семенами пшеницы киргизские селекционеры снабжали и соседние республики. Однако сегодня ведущие семеноводческие хозяйства и Институт земледелия Киргизии находятся на грани банкротства.
По данным правительства республики, сегодня обычное товарное зерно низкого качества используют для посева пятнадцать процентов киргизских фермеров. Однако, по мнению самих фермеров, эта цифра занижена в несколько раз. Из ста сорока пяти семеноводческих хозяйств республики всего девять специализируются на первичном семеноводстве, тридцать - на производстве элитных семян, остальные – на производстве семян первой и второй репродукций. При ежегодной общей потребности Киргизии в семенах пшеницы для проведения сева в количестве 96,8 тысяч тонн семян только 35 тысяч тонн, или 36 процентов, производятся семеноводческими хозяйствами республики, при этом, в основном, используются семена третьей и массовых репродукций. Поэтому крестьяне предпочитают пользоваться своим низкокачественным посевным материалом, который ненамного хуже семян массовых репродукций, предлагаемых специализированными хозяйствами.
По данным Джалалабадской областной администрации, из двадцати семи семеноводческих хозяйств в этом году прекратили свое существование пять. Те, что есть, не могут полноценно производить необходимое количество семян, не говоря уже о качестве. Причина – низкий уровень материально-технической базы и плохая организация работы. По словам заведующего отделом аграрного развития и перерабатывающей отрасли областной администрации Нурбека Женалиева, некоторые семеноводческие хозяйства имеют по десять и более гектаров земли, хотя для обеспечения нормальной обработки земли и организации севооборота размеры площади одного хозяйства должны составлять, в среднем, сто гектаров.
Для производства элитных семян область не имеет ни специалистов, ни необходимую базу. «Думаю, к 2009 году мы полностью выйдем из положения», - обнадеживает Нурбек Женалиев. Но губернатор области Искендербек Айдаралиев в ближайшее будущее смотрит с тревогой. «Мы до сих пор не получили от Минсельхоза запрошенные нами семена, - говорил он на встрече с журналистами около месяца назад. – Если они не дадут эти семена в ближайшие две недели, то уже нет смысла их получать, так как время посева пройдет». Вместо семян министерство отправило губернатору письмо, в котором обещается, что его заявка будет учтена при рассмотрении этого вопроса в ближайшее время.
Принятая недавно государственная программа по развитию семеноводства на ближайшие два-три года предусматривает ряд мероприятий, которые должны обеспечить местных фермеров необходимым количеством семян. Однако, по мнению специалистов, окончательное решение проблемы предполагает полное возрождение отрасли, что может потребовать десятилетия.
«Нужно по крупицам собирать то, что мы потеряли за годы независимости и возродить [семеноводческую] отрасль, - заявляет руководитель одного из семеноводческих хозяйств региона, попросив не называть его имени, так как он не хочет «ввязываться в политику». – Это означает, что мы должны начать все сначала. Сомневаюсь, что нынешнее министерство способно на это».