Журналист-беженец Улугбек Хайдаров уверен, что его пытались похитить спецслужбы Узбекистана
6 октября неизвестные попытались похитить узбекского журналиста Улугбека Хайдарова, когда он вышел из автобуса в одном из поселков неподалеку от южно-казахстанского города Шымкента.
Год назад независимый журналист и правозащитник из узбекского города Джизак Улугбек Хайдаров был обвинен в мошенничестве и осужден на шесть лет лишения свободы. Во время судебного процесса все свидетели обвинения отказались от своих показаний, что позволило правозащитникам в очередной раз усомниться в истинности обвинения.
Однако в скором времени Улугбек был освобожден из-под стражи. Неожиданное проявление «гуманизма» со стороны властей Узбекистана было расценено как уступка главе МИДа Германии, посетившему Ташкент в начале ноября прошлого года и проведшего ряд встреч с узбекскими правозащитниками. Освобождение журналиста произошло как раз накануне обсуждения в Европейском Союзе ситуации с правами человека в Узбекистане.
После своего освобождения Улугбек Хайдаров вместе с женой нелегально перешел границу и перебрался в Казахстан. Там семья У.Хайдарова обратилась в Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Уже семь или восемь месяцев их дела находятся на рассмотрении.
6 октября этого года Улугбек Хайдаров выехал из Алма-Аты в сторону Шымкента, где друзья пообещали предоставить ему временное пристанище. Он попросил одного из них, также работающего журналистом в местном независимом издании, его встретить.
«Мы с другом выехали в центр поселка, где я живу, утром 6 октября. Автобус остановился в сотне метров от того места, где мы ждали. Мы видели, как из автобуса вышли несколько человек. Когда мы подъехали, двое неизвестных быстро сели в автомобиль «Жигули», который стоял неподалеку, и сразу уехали. Улугбек рассказал, что те двое пытались посадить его в «Жигули», - пишет казахстанский журналист, попросивший не называть его имя в целях безопасности Улугбека.
«Вечером 5 октября я и моя супруга Мунира Мустафаева сели в автобус Алма-Ата-Шымкент на автовокзале «Сайран» в Алма-Ате», - сообщает нам сам Улугбек Хайдаров. – «Еще до посадки в автобус я заметил двоих людей в возрасте примерно 30-35 лет, ни на шаг не отстающих от нас. Они следовали за нами везде: в кафе, где мы сели пообедать, в зале автовокзала...
Они пристально следили за нами, явно пытаясь узнать о содержании нашего разговора. Между собой они разговаривали на узбекском языке, без акцента. Кроме того, один из них был очень похож на сотрудника отдела по борьбе с терроризмом Джизакского УВД.
Около 18 часов мы сели в автобус. Минут через двадцать эти двое тоже появились в салоне и сели на последние ряды. Они ехали с нами в Шымкент. Все время разговаривая по сотовому телефону, они даже во время остановки на обед не отпускали нас из виду. По дороге я попросил у одного пассажира сотовый телефон и позвонил своему другу, рассказав ему в чем дело, и попросил, чтоб он меня встретил.
По дороге я узнал от водителя, что те двое поинтересовались о нашем конечном пункте. Значит, что они, еще не выезжая из Алма-Аты, уже выяснили, что мы высадимся в определенном месте.
Автобус прибыл в Шымкент около пяти часов утра. Еще до остановки мы встали с мест и двинулись к дверям. Я заметил, что те двое тоже резко встали с мест. Автобус остановился, проехав метров сто от места, где нас ждал мой друг. Наши преследователи тоже вышли. Как только автобус двинулся с места, один из них пытался скрутить мне руки, а второй начал что-то говорить жене.
После этого преследователи начали толкать Улугбека в темный переулок, где уже стояла машина марки «Жигули». Один из них на узбекском языке предупредил журналиста: «Улугбек, сейчас быстро сядем в «Жигули», делаем это по-хорошему».
У Улугбека внезапно помутнело в глазах, закружилась голова и его стошнило: поднялось давление. Жена Мунира закричала. И в это время подъехал автомобиль, в котором находился его друг. Те двое тут же отпустили журналиста вместе с женой и быстро побежали в сторону «Жигулей».
«Когда мы опомнились, их уже не было», - сообщает Улугбек. – «А несколько дней до этого я получил электронное письмо от друзей правозащитников из Джизака. В письме они сообщали, что сотрудники отдела по борьбе с терроризмом интересуется мною – постоянно спрашивают и наводят справки о моем местонахождении. Кроме того, журналисты [казахстанской] газеты «Сайрам сабоси», с которыми я сотрудничаю, сказали: несколько раз в редакцию приезжали незнакомые люди и говорили, что хотят встретиться с журналистом по имени Улугбек. Только после того, как им заявили, что «журналист Улугбек давно переехал в Алма-Аты и, возможно, уже уехал в Канаду», они прекратили свои визиты», - рассказывает У. Хайдаров.
Один из сотрудников «Сайрам сабоси» подтвердил, что несколько человек, действительно, проявляли повышенный интерес к персоне узбекского журналиста:
«Улугбек писал статьи о проблемах Узбекистана, а также на наши (казахстанские) темы. Мы являемся, наверное, единственной газетой на узбекском языке, которая пытается дать объективную информацию об Узбекистане, из-за чего и у нас бывают проблемы. А то, что люди, интересующиеся Улугбеком, были из Узбекистана, мы поняли по их речи: отличия казахстанских узбеков и узбекистанских бросаются в глаза».
Надо отметить, что спецслужбы Узбекистана довольно вольготно чувствуют себя в соседнем государстве, зачастую работая в тандеме со своими казахстанскими коллегами.
Так, 24 ноября 2005 года в южном Казахстане сотрудники Комитета государственной безопасности Казахстана арестовали и передали узбекской стороне десятерых мусульман, ищущих убежища после волны репрессий, вызванных андижанскими событиями. Как сообщает американская правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч», всего в конце ноября там «исчезли» семнадцать узбекских граждан, из которых четверо официально подали заявления с просьбой о предоставлении убежища.
24 июня 2006 г. сотрудники казахстанских спецслужб незаконно арестовали и увезли в неизвестном направлении Габдурафиха Темирбаева, признанного беженцем согласно мандату УВКБ ООН, что вызвало волну протеста как со стороны УВКБ, так и ряда международных правозащитных организаций.
Как и в случае с уйгурскими беженцами из Китая, казахстанские власти полностью отрицают свою причастность к похищению и выдаче всех этих людей.
У.Хайдаров, будучи независимым журналистом, до осени 2006 года возглавлял также представительство правозащитной организации «Эзгулик» в Джизаке и являлся корреспондентом Института по освещению войны и мира (IWPR). За свою журналистскую деятельность Хайдаров дважды был подвергнут избиению и домашнему аресту. После его последнего освобождения мэрия Джизакской области запретила ему проживать в Джизаке, из-за чего Улугбек был вынужден уехать в родной Андижан. Вскоре после переезда в Андижан и возобновившегося наблюдения за ним У.Хайдаров покинул Узбекистан и перебрался в Казахстан.