Киргизия: Президент подарил оппозиции повод для новых акций протеста
Фото с акции протеста оппозиции в апреле 2007 года. Другие фотографии – в Галерее «Ферганы.Ру»
Эксперты прогнозируют: референдум по принятию новой конституции и кодекса о выборах в Кыргызстане пройдет в условиях жесткого цейтнота, а результаты будут сомнительными.
Ход конем
Кыргызстан на протяжении трех последних лет никак не может поставить, наконец, точку в конституционной реформе. Сразу после мартовской революции 2005 года новая власть заявила о намерении демонтировать «аморальную» политическую систему, позволившую бывшему президенту страны Аскару Акаеву стать тираном. «Демонтаж» решили начать с конституции, в которой содержались нормы, весьма удобные для Акаева, поскольку давали ему широкие полномочия, превратив Кыргызстан в страну с суперпрезидентским режимом правления. Конституционную реформу новая власть начала весной 2005 года, однако дебаты в созданном тогда Конституционном Совещании закончились ничем, а выработанные проекты не были выставлены на референдум.
Затем в ноябре 2006 года оппозиция, организовав в Бишкеке многотысячный митинг, заставила президента Курманбека Бакиева подписать проект новой конституции, принятый неким «учредительным собранием», состоявшим из депутатов Жогорку Кенеша (парламента Киргизии). Ноябрьская конституция сильно урезала полномочия Курманбека Бакиева, с чем президент мириться не хотел. И в декабре того же года он уговорил возглавляемое Феликсом Куловым правительство уйти в отставку.
Затем, воспользовавшись патовой конституционной ситуацией, не позволяющей сформировать новый кабинет министров, президент под угрозой роспуска парламента заставил депутатов принять новую конституцию, которая вернула ему утраченные в ноябре полномочия.
В сентябре 2007 года Конституционный Суд (КС) удовлетворил заявку двух депутатов парламента о признании противоречащей конституции норму, по которой принимались две последние редакции Основного закона. Таким образом, КС вернул страну к конституции от 2003 года. В связи с этим оппозиционеры вынуждены были признать, что нужна реформа. Воспользовавшись случаем, 19 сентября президент Бакиев во время своего обращения к народу заявляет о назначении на 21 октября всенародного референдума по двум законопроектам - новой президентской конституции и новому избирательному кодексу.
В жестком цейтноте
21 сентября состоялось заседание ЦИК Кыргызстана по подготовке к предстоящему всенародному референдуму. В неофициальной беседе многие члены ЦИК сетуют на острую нехватку времени для качественной организации этого мероприятия.
Районным советам дано задание уже к первому октября завершить формирование избирательных комиссий. Собственно референдум, по калькуляции ЦИК, обойдется стране в полтора миллиона американских долларов.
Самый главный и самый опасный момент подготовки к референдуму, по словам членов ЦИК, это составление списков избирателей. Планируется, что они будут сформированы до шестого октября и вывешены для всеобщего ознакомления и уточнения. Стоит отметить, что в данный момент на заработках в России и Казахстане находятся минимум пятьсот тысяч кыргызстанцев (а по разным оценкам, их реальное количество доходит до миллиона человек, и это притом, что общее число избирателей в республике - более двух с половиной миллионов).
Учитывая этот факт, можно сказать, что списки избирателей будут очень сомнительными, и велика вероятность того, что в них будут числиться так называемые «мертвые души», которых представят сотни и тысячи кыргызстанцев, официально проживающих в стране, но фактически отсутствующих в ней. А не соответствующий действительности список избирателей, как правило, на руку избиркомам, поскольку позволяют им изменять ситуацию в нужную сторону.
Во время проведения парламентских выборов этот список более или менее корректировался силами самих кандидатов в депутаты по причине их кровной заинтересованности в результатах, и «мертвые» души убирались из общего списка избирателей. Теперь же такой заинтересованности в точности списках ни у кого нет. А комиссии не успеют до шестого октября составить реальный список избирателей, то есть - выкинуть из них фактически отсутствующих, им придется использовать старые данные. В этой ситуации даже если на референдум придет большое число избирателей, то общий процент проголосовавших будет мал. А чтобы не вызвать гнев чиновников из «Белого дома» (так в Киргизии называют Дом правительства. – Ред.), кровно заинтересованных в том, чтобы референдум состоялся и люди проголосовали «за» инициативу президента, членам избирательных комиссий придется «подтягивать» результаты и что-то делать с отсутствующими, наличие которых предоставляет простор для того, чтобы сфальсифицировать итоги голосования.
С другой стороны, сама администрация президента заинтересована в том, чтобы списки были неточными и включали в себя фамилии людей, голосами которых можно смело распоряжаться по своему усмотрению. Ведь если результаты референдума окажутся нежелательными, то эти бюллетени можно будет использовать для того, чтобы подтянуть результат «за» инициативу президента. Именно поэтому власть, зная про нехватку времени для подготовки к референдуму и неточность списков избирателей, закрывает на это глаза.
Исход предрешен?
Очевидно, что итоги референдума будут утвердительными. Если бы в этом не было уверенности, президент никогда не пошел бы на такой риск, поскольку в случае отрицательного народного ответа Курманбек Бакиев потерпит полный крах. Даже если предположить, что администрация президента, будучи уверена в том, что народ поддержит главу государства, не станет использовать административный ресурс на местах, убедить оппозицию в честности итогов референдума вряд ли будет возможным. Спешное проведение всенародного опроса, его результаты, методы работы местных властей, - все это неминуемо послужит оппозиции поводом обвинить президента и власть в фальсификациях, что может привести к новым акциям протеста. Ведь именно с недовольства результатами парламентских выборов 2005 года началось движение консолидации сил против экс-президента Кыргызстана Аскара Акаева. В самом деле, грех не воспользоваться такой удобной ситуацией, чтобы начать традиционную «осеннюю серию» акций протеста, которые оппозиция была вынуждена пообещать после провала в апреле 2007 года митинга в Бишкеке.