Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Власти Киргизии грозят тюрьмой своим самым известным противникам

03.08.2007 16:42 msk, Феруза Джани

Кыргызстан Анализ

С наступлением последнего месяца лета-2007 в Киргизии резко активизировалась политическая жизнь. Практически одновременно миру напомнили о двух самых известных политических оппонентах нынешней киргизской власти, каковыми являются экс-премьер, а ныне лидер оппозиции Феликс Кулов и дочь экс-президента Киргизии, пытающаяся добиться депутатского мандата, Бермет Акаева.

Обе фигуры попали под прицел правосудия в результате событий, произошедших в апреле сего года. При этом у каждой из них – своя ситуация.

Феликс Кулов
Феликс Кулов. Фото ИТАР-ТАСС
Феликс Кулов после того, как неожиданно для себя выпал из государственной политической обоймы, потеряв премьерский пост, ушел в оппозицию. Он попытался объединить вокруг себя оппозиционные силы Киргизии путем создания движения, названного Фронтом «За достойное будущее Кыргызстана». 11 апреля Фронт обещал вывести на центральную площадь Бишкека сто тысяч человек, чтобы добиваться «мирной передачи власти» и принятия нового варианта конституции. Объявленный бессрочным митинг завершился 19 апреля разгоном его участников, который начался, по версии властей, после того, как митингующие стали забрасывать камнями солдат, стоявших в оцеплении Дома правительства. Шумовые гранаты и слезоточивый газ выполнили свою задачу, и к утру 20 апреля столица Киргизии была освобождена от оппозиции в прямом и переносном смысле.

Генеральная прокуратура страны дала оценку правомерности действий правоохранительных органов, возбудила уголовное дело по факту массовых беспорядков и поручила ведение следствия Госкомитету национальной безопасности (ГКНБ). 26 апреля соответствующее обвинение было предъявлено руководителю штаба Объединенного Фронта (ОФ) «За достойное будущее Кыргызстана» Омурбеку Суваналиеву, члену движения «За реформы!» и ОФ одновременно, председателю Союза предпринимателей Омурбеку Абдрахманову, а также члену молодежного крыла ОФ Адилету Айтикееву. Они были задержаны и заключены под стражу, но позже отпущены под подписку о невыезде. Феликс Кулов также был вызван на допрос, но затем отпущен: выяснилось, что ни на одном документе ОФ не была зафиксирована его подпись, а значит, лицом ответственным за действия Фронта Кулов формально не является.

Бермет Акаева
Бермет Акаева. Фото "ИА Фергана.Ру"
Параллельно в Кеминском районе Киргизии развивались события вокруг дочери бывшего президента Киргизии Бермет Акаевой. Ее история началась тогда, когда Акаева заявила о своем намерении участвовать в парламентских выборах. Депутатское место в Кеминском районе (на малой родине экс-президента) освободилось после того, как мандат брата Бермет Айдара Акаева был аннулирован Центризбиркомом за систематическое отсутствие на сессиях Жогорку Кенеша (парламента Киргизии). Акаева была зарегистрирована кандидатом в депутаты, однако затем по иску одного из соперников суд отменил ее регистрацию, обосновав свое решение нарушением ценза оседлости. Выяснилось, что требование к кандидатам в депутаты парламента пятилетнего непрерывного проживания в стране прописано в Кодексе о выборах Киргизии.

24 апреля во время судебного процесса Акаева разорвала решение суда об отмене ее регистрации, под давлением сторонников дочери экс-президента районный суд Кемина принял прямо противоположное решение. Однако затем первое решение суда было оставлено в силе Верховным Судом республики. В ходе процесса в здании кеминского суда произошли беспорядки – по словам прокурора Чуйской области Д.Макешова, были разбиты окна, сломаны двери, на судью оказывалось сильное давление. Ответственность за случившееся была возложена на Б.Акаеву. По возбужденному в отношении нее уголовному делу 5 мая Акаевой было предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса - «Воспрепятствование осуществлению правосудия», «Неуважение к суду», «Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие документов, штампов, печатей». К ней применена мера пресечения – подписка о невыезде.

Второго августа те же статьи Уголовного кодекса прозвучали в очередной раз, но уже – на официальной процедуре предъявления обвинения Бермет Акаевой в ГКНБ. Днем раньше здесь же прозвучало официальное обвинение и Феликсу Кулову - в организации массовых беспорядков 19 апреля 2007 года. Ни та, ни другой не признают своей вины. С Кулова также взята подписка о невыезде. Акаевой, по некоторым данным, грозит два года лишения свободы, Кулову – до десяти лет.

По мнению первого заместителя генерального директора российского Центра политических технологий Бориса Макаренко, высказанному им в интервью изданию Страна.Ру, «уголовные дела в отношении дочери экс-президента Акаева Бермет Акаевой и одного из лидеров оппозиции Феликса Кулова нужно рассматривать в контексте жесткой борьбы за власть, которая происходит внутри страны».

Возникает вопрос: почему же обвинения против Кулова выдвинуты только сейчас, а не в конце апреля, как против его соратников? По мнению эксперта по Центральной Азии, обозревателя газеты «Время новостей» Аркадия Дубнова, «есть какие-то внутренние причины, чтобы попытаться дискредитировать сегодня Кулова, связанные с его идеей создания российско-киргизской конфедерации».

Нельзя сбрасывать со счетов и обещанную 31 июля инициативной группой по проведению референдума о создании Союза Кыргызстана и России организацию в Бишкеке пикетов во время проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества.

Между тем, аналитики скептически относятся к возможности заключения Ф.Кулова под стражу. «Я с трудом могу себе представить, чтобы Феликса Кулова по предъявленным ему обвинениям действительно могли бы лишить свободы снова, после того, как он отсидел предыдущий многолетний срок, - комментирует ситуацию А.Дубнов в интервью ИА «Фергана.Ру». - И дело даже не в том, что на второй срок его не решатся посадить. Абсурдность предъявленных ему обвинений более чем очевидна, и понятна цель этого демарша – Кулова просто хотят окончательно убрать с политической сцены Киргизии. Для этого ему нужно угрожать настолько серьезно, чтобы вынудить его пойти на размен: он отказывается от политической деятельности и его оставляют в покое».

Член экспертного совета РИА «Новости» Санобар Шерматова также считает, что тюремное заключение Феликсу Кулову вряд ли грозит. По ее мнению, главная задача властей – «ослабить Кулова как политика так, чтобы оторвать от него его соратников, и не дать ему снова войти в политику, в том числе - заявить о себе на саммите ШОС, организовав объявленные его сторонниками пикеты».

Стоит отметить, что 3 августа на пресс-конференции Феликс Кулов заявил, что выступает против проведения любых акций протеста в Киргизии во время саммита ШОС. «Это моя позиция, - подчеркнул лидер Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана». – Я уже говорил об этом с членами инициативной группы, собирающей подписи за проведение референдума о создании межгосударственного союза с Россией. Буду просить их не проводить акций протеста». Возможно, это заявление является следствием вызова Кулова в ГКНБ 1 августа, где ему были предъявлены обвинения в организации беспорядков 19 апреля.

По мнению С.Шерматовой, которая в дни апрельских митингов была в Бишкеке, беспристрастному суду будет очень трудно доказать, что организатором беспорядков был именно Феликс Кулов. «В ночь на 20 апреля киргизское телевидение транслировало видеозапись произошедших событий, и, судя по ней, очень трудно будет доказать вину оппозиции», - заявила С.Шерматова в беседе с корреспондентом ИА «Фергана.Ру». Кроме того, эксперт считает, что линия защиты Кулова обязательно воспользуется следующим аргументом: если 19 апреля имели место беспорядки и за них должны ответить оппозиционные лидеры, то как беспорядки надо квалифицировать и события марта 2005 года, когда в Киргизии произошла революция. В марте 2005 года пострадавших было гораздо больше, были разграблены магазины, многие бизнесмены понесли убытки, отмечены случаи мародерства и нападений на жителей города. По своим масштабам события 24 марта 2005 года намного превосходят то, что произошло 19 апреля 2007 года. Поэтому линия защиты оппозиции, по мнению С.Шерматовой, будет строиться на том, чтобы квалифицировать как беспорядки все события, которые происходили, начиная с 2005 года. «Я думаю, что у власти аргументов противостоять этой линии защиты просто не будет. Поэтому, на мой взгляд, Феликса Кулова вряд ли посадят в тюрьму, - считает эксперт. - Если же действительно дело дойдет до того, чтобы вынести приговор суда о заключении Кулова, я думаю, это будет подарок оппозиции. В этом случае ряд общественных организаций и политических партий встанут на защиту этого политика. К слову сказать, во времена Бакиева [еще] не был заключен под стражу ни один его политический оппонент».

Схожесть проблем Бермет Акаевой и Феликса Кулова, нахождение их по одну сторону «баррикад» невольно вызывает вопрос: а не объединятся ли эти две фигуры в один тандем? Оба эксперта по Центральной Азии ответили отрицательно. «Предпосылок для объединения Кулова и семьи Акаевых как двух независимых политических структур нет, - считает Аркадий Дубнов. - Я думаю, что и та, и другая структура сегодня воспринимаются многими политиками Киргизии как отжившие политические анахронизмы, которым, по их мнению, подчеркиваю - по их мнению, не место в нынешней стране. И многие будут готовы навязывать такой симбиоз Кулов-Акаев, чтобы подвесить одно к другому и утопить обоих. В сегодняшней Киргизии нет серьезных глубоко укорененных политических партий с их какими-то идеологическими программами, они основаны на местнической базе, на клановой базе. Сторонники Кулова – это региональные политики. Сторонники Акаева – это Кеминский район. Нельзя же устранить Кеминский район из Киргизии?»

«У каждого из них свои задачи. Задача Бермет Акаевой состоит в том, чтобы стать депутатом парламента и таким образом вернуться в киргизскую политику, - отмечает С.Шерматова. - И она представляет только сама себя. За ней нет партии или коалиции, за ней нет политических сил, которые могли бы заявлять о своих амбициях. Задача Кулова – не то чтобы вернуться в политику, а заявить о новых целях и задачах той оппозиционной группы, которую он возглавляет. То есть встать в один ряд с другими оппозиционными лидерами. Проблемы Феликса Кулова и Бермет Акаевой сходны, но каждый решает их самостоятельно».