Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Эван Фейгенбаум: Таджикистан не является объектом геополитической борьбы США с кем бы то ни было

19.04.2007 11:25 msk, Виктор Дубовицкий

Таджикистан Анализ

13 апреля в Душанбе состоялась научно-практическая конференция «Республика Таджикистан и США: современное состояние и перспективы сотрудничества». Организаторами конференции выступили Центр стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Республики Таджикистан и посольство США в этой центральноазиатской стране.

В работе конференции наряду с ведущими политологами республики приняли участие представители парламента страны, ряда министерств и ведомств, а также сотрудники дипломатических миссий США, России, Ирана, Узбекистана, Казахстана, Турции, Афганистана и некоторых международных организаций, аккредитованных в Душанбе.

Беззащитность евразийского пространства

Конференция открылась вступительным словом директора ЦСИ, доктора политических наук Сухроба Шарипова, который напомнил, что таджикско-американские отношения отличаются прагматичностью и республика строит их исходя из приоритетов своей внешней политики. А они выстраиваются в следующем порядке: 1.достижение энергетической безопасности; 2. выход из транспортного тупика; 3. подъем уровня жизни населения страны.

Отметив, что США поддерживают Таджикистан в достижении результатов по всем этим направлениям, Шарипов подчеркнул, что «США являются нашим партнером по антитеррористической коалиции. Участие в ней не противоречит интересам республики Таджикистан. Эта коалиция защищает интересы евразийского пространства в целом. Интересы США не противоречат интересам стран Центрально-азиатского региона (ЦАР)».

Между тем, есть мнение, что такая защита является побочным эффектом американской политики на Ближнем и Среднем Востоке: по словам сотрудника по вопросам политики и экономики американского посольства Джеймса Рикера, причиной того, что США ведут сейчас в регионе две войны, являются исключительно террористические акты, произошедшие 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. США просто защищают свою территорию. Впервые этот тезис американский дипломат озвучил на научной конференции, посвященной 15-летию таджикско-российских отношений, которая прошла 28-29 марта в Российско-Таджикском (славянском) университете (РТСУ), и теперь повторил его. Так что, если американские усилия «попутно» помогают обеспечить и безопасность Старого света, - ему просто везет! Именно поэтому, подчеркнул С.Шарипов, «в Таджикистане осознают, что американская (совместно с силами НАТО) операция в Афганистане отвечает интересам государств ЦАР и человечества в целом. В Таджикистане осознают: стабильность в Афганистане - это стабильность в регионе и в мире в целом».

Далее таджикский политолог коснулся темы, которая все более остро звучит в контексте отношений стран ЦАР и США в последние два года: когда наши заморские партнеры сократят свое военное присутствие в ЦАР, да и вообще - случится ли это? По мнению С.Шарипова, это произойдет только в том случае, если страны постсоветского пространства выработают свою политику в отношении Афганистана, а пока пребывание в регионе США служит интересам всех государств региона.

Что же, на мой взгляд, схема обозначена простая: коли не можете справиться сами с угрозой для себя (вы это сами признавали), которая для нас оказалась весьма серьезной, то извольте способствовать нашей антитеррористической операции. Пока сами не соберетесь с силами и не ликвидируете общую для нас угрозу. Все бы хорошо, только успешности в усилиях США на территории Афганистана до сих пор не заметно - череда операций с зооморфными названиями сменяется операциями с именами древних героев (как начавшаяся 6 марта сего года «Ахиллес»), а воз и ныне там. Ситуация в последние два года, пожалуй, даже усугубляется - тут тебе и активизация якобы канувшего в Лету на рубеже 2001-2002 годов движения Талибан, и явные угрозы расправы над Ираном, что может создать полосу сразу из трех воюющих государств, сливающихся в один трехтысячекилометровый фронт от турецкой границы до Синьцзяна.

«Таджикистан не является объектом геополитической борьбы США»

Полнотой и аналитичностью отличалось выступление заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эйвана Ф.Фейгенбаума, прибывшего в Таджикистан во второй раз за последние семь месяцев. Он напомнил, что отношения между нашими странами начинались «с одного этажа в гостинице «Авеста», где американское посольство располагало небольшим количеством офисного оборудования, плохой телефонной связью и скудными атрибутами современного дипломатического ведомства. Нашими соседями на разных этажах были посольства России и Ирана. В те первые годы объем двусторонней торговли между нашими странами составлял всего десять миллионов долларов». Американцам приходилось тяжко, и поэтому «даже спустя пять лет (в 1996 году.- В.Д.) после [обретения Таджикистаном] независимости у нас было всего шесть американских сотрудников в посольстве США в Душанбе, которые в целях безопасности большую часть своего времени проводили в Алма-Ате, в Казахстане. Сегодня же в посольстве США в Душанбе работает свыше пятидесяти штатных американских сотрудников».

Впечатляющих размеров достигли и таджикско-американские экономические отношения. «В этом году финансирование США помощи Таджикистану достигает почти пятидесяти миллионов долларов. Эти средства перешли из разряда гуманитарной помощи главным образом в помощь развитию страны. К 2005 году те мизерные десять миллионов долларов в области двусторонней торговли выросли в более чем двадцать раз, превысив 260 миллионов долларов в импортно-экспортной сфере».

Внушительную помощь оказывают США и в области образования. В Таджикистане работает несколько американских программ обмена учащимися, через которые прошли уже тысячи школьников, студентов, аспирантов: «Именно благодаря обмену, который осуществляется такими программами, как ФЛЕК или «Обменная программа для будущих лидеров», каждый год в США приезжает до пятидесяти учащихся средних школ Таджикистана, а всего с 1993 года их побывало 430 человек».

Американский дипломат однозначно заявил, что США, поддерживая независимость новых государств, стремится способствовать диверсификации своих отношений в мире. При этом он подчеркнул: «Сегодня мы отвергаем ставшее столь модным понятие, что Центральная Азия - это просто арена для конкуренции за влияние между великими державами. Таджикистан не является объектом геополитической борьбы США с кем бы то ни было. Почти все, что мы здесь делаем, направлено для поддержки вашей цели – построение независимого государства, граждане которого имеют возможность осуществить свою судьбу».

Немаловажное значение, как подчеркнул Эван Ф.Фейгенбаум, имеет в двусторонних отношениях и поддержка Таджикистана в борьбе против угроз, созданных процессом глобализации: «Терроризм, наркотики, преступность, коррупция - все это представляет угрозу стабильности Таджикистана и в той же степени влияет на нашу собственную безопасность, как и на вашу».

На какой конференции в Таджикистане можно обойти афганские проблемы? Не смог их проигнорировать в своем выступлении и заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии: «Наконец, мы заинтересованы [в Таджикистане], так как эта страна расположена рядом с Афганистаном. И ее пересекает древний торговый путь Азии: с востока на запад и с севера на юг. Мы стремимся восстановить традиционную континентальную торговлю или, точнее, способствовать торговле между Центральной Азией и ее соседями, включая соседей на юге, во вновь открывшемся и восстанавливающемся Афганистане. Вот почему мы заинтересованы [в Таджикистане]. И это является нашими национальными интересами».

Далее из уст американского дипломата прозвучала фраза, живо напомнившая мне, для чего дается язык людям его профессии: «Наша страна находится далеко. В этой части мира у нас нет имперских амбиций, так как нет наследия войны, конфликта или колониализма в Центральной Азии». Судя по набору «колониальных» грехов, Эван Ф.Фейгенбаум имел в виду «старших братьев» США - британцев. Только вот им, потерявшим свою империю после Второй мировой войны, теперь свойственна скорее «имперская ностальгия», а не амбиции. Последнее обычно свойственно не бывшей метрополии, а империи существующей или растущей. А теперь прошу читателей догадаться с трех раз, какая страна последние пятнадцать лет заявляет, что она - единственная великая держава, способная обеспечить мировую стабильность?

В выступлении первого заместителя министра иностранных дел Республики Таджикистан С.Ятимова, была отмечена динамика отношений Таджикистана и США. Он особо подчеркнул, что переход от «второстепенности» подхода к нам со стороны заокеанской державы к полноценным, широкомасштабным отношениям произошел, в основном, благодаря внутренним изменениям в самой республике. Оценивая перспективы сотрудничества, С.Ятимов подчеркнул, что «нет сомнения в том, что в XXI веке перед нашими странами открыты многообещающие возможности для всестороннего расширения сотрудничества, прежде всего - в торгово-экономической сфере. В этом заинтересованы наши государства, и в этом видится важный залог и гарантия поддержания мира и стабильности в регионе Центральной Азии».

В достаточно жестких, хотя и вполне научных тонах, был выдержан доклад «Стратегические цели США в Центральной Азии в условиях глобализации» заведующего кафедрой международных отношений Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ), профессора Д.Латипова. Он однозначно охарактеризовал геополитические интересы США, связав их, в первую очередь, с борьбой за энергетические ресурсы Каспийского региона: «Контроль над регионом позволил бы США добиться глобального доминирования в так называемом «Пятиморье» (Черное, Средиземное, Каспийское моря, Персидский залив с примыкающим к нему Аравийским морем) и на всем континенте». Вместе с тем Д.Латипов отметил, что народы региона «стремятся стать полноправными участниками современных мировых процессов, движимы желанием установить позитивные отношения с США».

Кто подаст на ГЭС?

Несомненно, большой интерес у участников конференции вызвало мнение американского дипломата относительно энергетических программ Таджикистана. В перерыве на кофе-брейк, когда Эван Ф.Фейгенбаум дал небольшую пресс-конференцию, я задал ему вопрос относительно ранее высказанного США намерения участвовать в инвестировании строительства Даштиджумской ГЭС. Сумма предполагаемых инвестиций в прессе называлась немалая - от одного до четырех миллиардов долларов. К моему разочарованию, американский дипломат сказал, что об этом проекте он не слышал. Однако заметил, что, исходя из общего американского подхода, для развития сферы гидроэнергетики в Таджикистане «будут привлекаться опытные партнеры из частного сектора», то есть США не будут давать каких-либо государственных обязательств по строительству тех или иных проектов, а будут побуждать к сотрудничеству частные компании.

По мнению Фейгенбаума, «именно такая заинтересованность бизнеса и может наилучшим образом содействовать росту экономики Таджикистана». А далее - совсем интересно: «Соединенные Штаты не имеют госпредприятий, которым можно было бы приказать вкладывать свой капитал в геополитических интересах. Мы также не можем указывать частным инвесторам, где и как инвестировать». На мой взгляд, при такой постановке вопроса гидроэнергетика Таджикистана долго будет ждать инвестиций из США - венчурное финансирование не бывает многомиллиардным. Вспомним, что все прямые американские инвестиции за 15 лет двусторонних отношений едва достигли 13 млн. долларов. Кто в этом виноват?

Заместитель директора ЦСИ Бобоколонов считает, что в значительной степени в этом виноваты международные эксперты, слишком занижающие инвестиционный рейтинг Таджикистана. А между тем, по его мнению, в республике существует целый ряд факторов, которые способны его поднять: большие природные ресурсы; дешевизна рабочей силы; политическая стабильность в стране, приобретшая необратимый характер. В заключение таджикский экономист сделал общий вывод, что «экономические связи с США находятся в стадии становления, но имеют хорошие перспективы».

Вопрос об участии США в строительстве Даштиджумской ГЭС вновь прозвучал и со стороны представителя Министерства энергетики Таджикистана, который призвал американцев помочь в разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) названной станции.

В целом, большинство участников конференции, думаю, согласились с мнением сотрудника Института энергетики Минэнерго республики, что «Америка своим примером показывает нам выход из тупиковой ситуации в гидроэнергетике - нужно опираться на свои силы».

У нас беда: рекордный урожай! У соседей

Обидно, когда геополитический имидж страны портит дурная репутация. К примеру: без малого три века крупнейшую страну Магриба Алжир весь мир знал как пиратский притон, наводящий ужас на все Восточное Средиземноморье. А имидж красивейшего региона юго-восточной Европы - Трансильвании навечно испорчен проживавшим там в XVI веке графом Дракулой (Дракулом), кстати, на самом деле являвшимся национальным героем Румынии в борьбе против турецкого нашествия.

Что сказать об Афганистане? Эта страна была и остается геополитическим объектом первой величины не только для Среднего Востока, но и, как показали события 9 сентября 2001 года, для всего мира. А произрастающий в изобилии в этой стране опиумный мак делает ее в глазах всего мира просто разбойничьим наркопритоном, из-за чего любой разговор об этой стране непременно соскальзывает на тему наркотиков.

Американцы, судя по их словам, серьезно обеспокоены производством наркотиков в этой стране и намерены действенно помочь таджикским пограничникам в борьбе с наркотрафиком: «Мы выделили около сорока миллионов долларов для реконструкции, ремонта и оснащения пятнадцати застав на афганской границе, а также предоставили тренинги и оборудование для таджикских пограничников. Сейчас эта программа находится в переходном состоянии, потому что вследствие прошлогодней реорганизации пограничники были переданы в ведомство Госкомитета по национальной безопасности. Но мы хотим продолжить работу с Комитетом для развития потенциала пограничников в осуществлении контроля на своих границах».

Однако эту благостную картину неожиданно нарушил сотрудник ЦСИ Т.Рахмонов, озвучивший виды на урожай опиумного мака у наших соседей - 7000 тонн, не меньше, обязуются дать неустанные афганские опиумоводы в 2007 году. Сейчас их посевы занимают девяносто тысяч гектаров, и шестьдесят процентов всех плантаций находятся в регионах Афганистана, контролируемых американцами и британцами. «Куда смотрят американцы?!» - поинтересовался Т.Рахмонов. Ответа не последовало.

Об авторе: Виктор Дубовицкий, доктор исторических наук, эксперт «Фергана.Ру», Душанбе, Таджикистан.