Посланник госдепартамента США Эван Фейгенбаум дал пресс-конференцию по итогам поездки в Узбекистан
Главной задачей визита, по его словам, была попытка нормализации отношений между правительством Узбекистана и Соединенными Штатами.
- Недавно я получил известие от узбекских властей о том, что они заинтересованы в улучшении отношений между Узбекистаном и США. Со своей стороны мы всегда были привержены такому сотрудничеству, - отметил Э.Фейгенбаум. - Поэтому я думаю, что настало подходящее время для моего приезда в Ташкент.
Американский посланник пояснил, что Соединенные Штаты хотели бы возобновить сотрудничество с Узбекистаном в тех областях, в которых оно велось до того, пока не было приостановлено. В первую очередь это относится к сфере образования и торговле. Однако для развития успешного сотрудничества необходимо снять барьеры, существующие на этом пути.
- Может быть, в наших взглядах на некоторые моменты имеются различия, но американская сторона не хотела бы, чтобы эти различия препятствовали сотрудничеству между США и Узбекистаном. И мой визит направлен на то, чтобы изучить, какое сотрудничество можно завязать в ближайшем будущем, - сообщил Э.Фейгенбаум.
Он отметил, что в поисках положительного примера подобного сотрудничества не нужно ходить далеко, и в качестве такового напомнил о подписанном пять лет тому назад, в 2002 году, «Соглашении о стратегическом партнерстве» между Узбекистаном и США.
Касаясь непосредственно переговоров, Э.Фейгенбаум рассказал, что за прошедшие три дня он встретился с министром иностранных дел В.Норовым, министром обороны Р.Мирзаевым, вице-премьером А.Ариповым, советником президента по вопросам безопасности, государственным советником по религиозным вопросам, омбудсманом и другими представителями министерств Узбекистана. В ходе этих встреч обсуждались дальнейшие шаги по развитию узбекско-американских отношений.
- Вы сказали, что есть некий намек со стороны узбекских властных структур на то, что они хотели бы восстановить уровень взаимоотношений, - задал вопрос один из журналистов. - Не могли бы уточнить, на каком уровне власти вы получили намек на возможное восстановление взаимоотношений?
Эван Фейгенбаум ответил, что заинтересованность и приверженность сотрудничеству и возрождению узбекско-американских отношений выражали все официальные лица, с которыми он встречался, начиная от министров и заканчивая вице-премьером. Конечно, ему было очень приятно слышать о такой готовности со стороны узбекских властей, однако сложности в плане преобразования этих декларативных высказываний в конкретные результаты сохраняются.
- У меня есть определенные конкретные предложения в этом плане, у них были свои идеи и предложения, - без особого энтузиазма заметил американский гость.
Отвечая на вопрос о денежном выражении узбекско-американского сотрудничества, а также о сложностях работы американских предприятий в Узбекистане, после того как узбекское правительство закрыло многие из них, Эван Фейгенбаум сказал следующее:
- Не могу вам сейчас назвать точную цифру, но насколько я помню, за последние несколько лет общий объем американских инвестиций в Узбекистан превышал 500 миллионов долларов. Должен сказать, что по сравнению с некоторыми другими странами региона, эта цифра не самая высокая и за последние годы в этом регионе объем американских инвестиций постепенно уменьшается, но параллельно с этим объем американских инвестиций в других регионах возрастает. Конечно, это меня настораживает, поскольку я считаю, что узбекско-американские отношения с точки зрения ведения бизнеса имеют огромный потенциал. Некоторые американские компании столкнулись здесь с серьезными проблемами, они наталкиваются на определенные барьеры и сложности. Это, в частности, барьеры в области импорта, вопросы лицензирования и налогообложения, правовые вопросы. Чтобы реализовать потенциал, которым обладают две страны, необходимо убрать все эти барьеры. Например, американо-китайские торговые отношения на сегодняшний день оцениваются в районе 200 миллиардов долларов. Это не государственные инвестиции, это объем торговли, которая осуществляется частными компаниями. Основу американской экономики составляют частные предприятия, и мы хотели бы, конечно, снять барьеры, препятствующие вхождению американского бизнеса в данный регион, поскольку мы считаем, что здесь существует огромный потенциал для ведения успешного бизнеса. Именно в этом ракурсе мы вели наши беседы с заместителем премьер-министра по экономическим вопросам господином А.Ариповым.
В ответ на ставший почти традиционным вопрос о возможности возвращения американской военной базы Эван Фейгенбаум твердо заявил, что вопросов, связанных с военными базами, он не обсуждал.
Своеобразным итогом, позволяющим судить о том, насколько успешной была его поездка в Узбекистан, стал ответ Э.Фейгенбаума на вопрос китайского журналиста о том, входит ли в планы руководителей Узбекистана визит в Америку или американских руководителей в Ташкент.
– Пока я не вижу такую перспективу, - ответил Э.Фейгенбаум. - Хотел бы еще раз повторить, что обе стороны выразили готовность и приверженность к развитию сотрудничества. Проблема заключается в преобразовании этих декларативных высказываний в реальные результаты. Именно это является сложностью, с которой мы столкнулись.
Справка «Ферганы.Ру» Эван А.Фейгенбаум – заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии, отвечающий за центральноазиатский регион. Срок пребывания в должности - с 1 июля 2006 года по настоящее время. До вступления в эту должность с 2001 по 2006 годы входил в штат сотрудников по планированию политики при госсекретаре США, где основным направлением его деятельности были вопросы, связанные с Китаем, Японией, Кореей, Тайванем, одиннадцатью странами Юго-Восточной Азии, Монголией, Австралией, Новой Зеландией, островами Тихого океана и такими организациями, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством (APEC) и Региональным Форумом ASEAN (ARF).
Э.Фейгенбаум принимал непосредственное участие в развитии американо-китайского диалога в верхах, а также занимался целым рядом вопросов, связанных с американо-китайскими, американо-корейскими и американо-японскими отношениями. Занимался стратегическим планированием, писал тексты к выступлениям госсекретаря Колина Пауэла и других высокопоставленных чиновников об Азии. Является обладателем индивидуальной и командной высших почетных наград (Superior Honor Award) государственного департамента США.
До перехода на государственную службу профессор Фейгенбаум работал в Гарвардском университете (1997-2001 гг.), где читал лекции о структуре и функциях правительства на факультете гуманитарных и естественных наук, был исполнительным директором «Инициативы азиатско-тихоокеанской безопасности» и председателем «Программы изучения китайской безопасности» в Институте правительства имени Джона Кеннеди. Он также работал в Высшей морской школе США (1994-95 гг.) лектором по вопросам национальной безопасности и был консультантом в RAND Corporation (1993-94 гг.).
Э.Фейгенбаум является автором двух книг: «Техно-воины Китая: Национальная безопасность и стратегическая конкуренция с ядерного в информационный век» и «Изменения в Тайване и потенциальная напряженность в проливе». Его статьи публиковались в научных журналах, монографиях и страницах газет, включая International Security, Survival, The New York Times, International Herald-Tribune, Washington Quarterly, China Quarterly, Far Eastern Economic Review.
Профессор Э.Фейгенбаум учился в Токио, Пекине, Шанхае и Тайпее. Владеет китайским и французским, изучает японский и корейский языки.