Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сегодня, 22 января 2007 года, истекает последний президентский срок Ислама Каримова

22.01.2007 13:32 msk, Омар Шарифов

Узбекистан Анализ

Ислам Каримов. Фото Фергана.Ру
Ислам Каримов. Фото ИА «Фергана.Ру»

Лица политиков Центральной Азии. Перейти на галерею ИА "Фергана.Ру"
22 января - день «Икс», своеобразный водораздел в политической жизни Узбекистана. Именно в этот день истекает предусмотренный законодательством страны последний президентский срок Ислама Каримова. Ровно семь лет назад - 22 января 2000 года - состоялось его официальное вступление в президентскую должность. В присутствии 250 депутатов Олий Мажлиса (парламента) нового созыва Ислам Каримов присягнул на Коране и Конституции и поклялся «верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики». Согласно Основному закону, срок полномочий президента страны составляет семь лет. «Президент Республики Узбекистан избирается сроком на семь лет», - вторит Конституции закон «О выборах президента».

Между тем, сегодня очевидно, что освобождать президентское кресло по доброй воле г-н Каримов отнюдь не спешит. Об этом говорит хотя бы тот факт, что об истечении отведенного Конституцией президентского срока в Узбекистане нигде даже не упоминается - ни в прессе, ни по радио, ни по телевидению. Молчат власти, молчат журналисты, подтверждая тем самым высказывавшиеся ранее предположения о том, что Ислам Каримов собирается занимать президентскую должность еще как минимум год.

Суть дела в том, что Конституция Узбекистана содержит два положения, которые в совокупности порождают странную ситуацию. В статье 90 говорится, что президент Узбекистана избирается на семь лет (не на семь лет и 11 месяцев, а именно на семь лет). В статье 117 - что выборы президента Узбекистана проводятся «в год истечения конституционного срока (его) полномочий - в первое воскресенье третьей декады декабря». Это положение можно истолковать таким образом, что Каримов должен находиться на посту президента еще 13 месяцев после истечения своих президентских полномочий - до вступления в должность очередного президента. Ведь выборы назначены на конец декабря, а закон «О выборах президента Республики Узбекистан» прямо предписывает главе государства исполнять свои полномочия до вступления в должность его преемника. По этому же закону, президент вступает в должность не позднее двух месяцев после официального объявления Центризбиркомом итогов выборов. В результате получается, что президентские полномочия Каримова как бы автоматически продлеваются на 11,5-13 месяцев. То есть, вместо отведенного Конституцией семилетнего президентского срока Ислам Каримов будет президентом восемь лет или около того.

Как же возникала подобная ситуация и насколько правомерно толкование руководством Узбекистана статьи 117 (толкование не гласное, а что называется, по умолчанию)? Отметим, что оба эти положения - и то, что президентский срок составляет семь лет, и то, что президентские выборы проводятся через 11 месяцев после окончания семилетнего срока президента Каримова - в конце «года истечения президентских полномочий» - появились в Конституции одновременно и являются следствиями проведенного в 2002 году референдума. Остановимся пока на нем, поскольку именно он привел к этому двойственному положению.

Напомню, что всего на референдум выносилось два вопроса (главный и второстепенный, маскирующий главный) - о продлении срока президентских полномочий с пяти до семи лет и о преобразовании парламента из однопалатного в двухпалатный. По итогам «всенародного голосования» в Конституцию и была внесена поправка о том, что президентский срок составляет не пять, а семь лет (о честности при подсчете голосов говорить не будем: достаточно взглянуть на число проголосовавших «за» - более 90 процентов). «Конституционный срок полномочий Президента Республики Узбекистан, избираемого на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, составляет семь лет», - говорится в принятом по итогам референдума законе «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти Республики Узбекистан».

А теперь внимание: ССЫЛАЯСЬ НА ИТОГИ ЭТОГО ЖЕ РЕФЕРЕНДУМА, Олий Мажлис и внес в Конституцию и в закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти» то самое положение - что выборы президента проводятся в декабре года «истечения его конституционных полномочий». Оно было внесено, несмотря на то, что к проведенному референдуму никакого отношения не имело (вопрос о продлении президентского срока еще на 11-13 месяцев на всеобщее голосование никоим образом не выносился). В законе, принятом по итогам референдума, сказано прямым текстом: «Настоящий Закон определяет основные новые положения и изменения действующего законодательства, исходящие из результатов всенародного голосования …принявшего решения по двум принципиальным вопросам - об образовании двухпалатного парламента и изменении конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний». Разумеется, парламент имеет право вносить изменения в действующую Конституцию - вот только незачем ссылаться на то, что данное конкретное положение появилось в ней как результат «всенародного референдума».

Задержимся еще немного на этом референдуме. Собственно говоря, это был уже второй референдум по продлению президентских полномочий г-на Каримова - первый состоялся в 1995 году и продлил их до 2000 года (по официальным сведениям 99,6 процентов голосовавших высказались «за»). Однако от последующего референдума он отличался тем, что вопрос о продлении полномочий президента был сформулировал достаточно ясно, без уловок - дело касалось именно Ислама Каримова и никого другого. Президент даже попросил Олий Мажлис зачесть ему добавленные годы за второй срок, но депутаты «не согласились». Во время же второго референдума вопрос был сформулирован абстрактно: «Согласны ли Вы с изменением конституционного срока полномочий президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний?» Будет ли этот срок распространяться на действующего президента, избранного на пять лет, власти давать ответ избегали. Однако западным журналистам все же удалось вытянуть из тогдашнего председателя Центральной избирательной комиссии Абдурафика Ахадова слова о том, что продление срока полномочий президента не будет относиться к Исламу Каримову и, при положительных результатах референдума, новое положение начнет действовать только после новых президентских выборов. Впрочем, сразу же после проведения референдума это толкование было предано забвению, а когда наступил 2005 год, в Узбекистане стало молчаливо подразумеваться, что Каримов останется в своей должности еще на два года. Повторю: на самом референдуме ни о продлении полномочий уже избранного на пятилетний срок президента, ни о том, что после истечения нового семилетнего срока он будет управлять страной еще год, не шло и речи!

Насколько законным является продление полномочий г-на Каримова путем «всенародного голосования»? Законодательство Узбекистана отвечает на этот вопрос однозначно: нисколько. Во-первых, закон не имеет обратной силы, поэтому результаты референдума 2002 года никак не могут относиться к выборам 2000 года. Во-вторых, согласно содержащимся в Конституции положениям, президент Республики Узбекистан ИЗБИРАЕТСЯ. Не назначается, а именно избирается. В-третьих, закон «О референдуме Республики Узбекистан» непосредственным образом запрещает рассматривать на референдуме вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц: «Предметом референдума не могут быть вопросы: …связанные с назначением и освобождением должностных лиц». Президент, как глава государства, - высшее должностное лицо этого государства. Продление его полномочий путем референдума не что иное, как его назначение на продлённый срок. То есть, само вынесение подобного вопроса на всенародное голосование - уже незаконно. Так что даже без учета сфальсифицированных итогов референдума, вытекающее из него продление президентских полномочий Каримова на два года является незаконным, нелегитимным.

Теперь что касается «автоматического» продления полномочий Каримова еще на 11-13 месяцев. Отметим, что власти упорно избегают ответа на вопрос, когда заканчиваются президентские полномочия И. Каримова, всеми силами избегая могущих задать его журналистов. При этом они не отрицают, что очередные президентские выборы состоятся в декабре этого года. Без официального ответа остается и главный вопрос: кто и на каком основании будет исполнять обязанности руководителя государства с момента истечения конституционных полномочий президента Каримова и до вступления в должность вновь избранного президента?..

Конечно, по умолчанию подразумевается, что исполнять обязанности президента должен непосредственно сам Ислам Каримов - на основании закона «О выборах президента Республики Узбекистан», согласно которому полномочия президента продлеваются до вступления в должность вновь избранного президента. Однако в законах может говориться что угодно, но Конституция главнее! Статья 16: «Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции». Так вот, в 117-й статье Конституции НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТСЯ о том, что нынешний президент должен оставаться на своем посту ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ. Там определяется лишь дата выборов очередного президента. Таким образом, в противоречие с Конституцией (с положением о семилетнем сроке) вступает не другая статья той же Конституции, а всего лишь статья закона «О выборах президента». Она же противоречит и закону «О результатах референдума» (лишь семь лет - не более!). Приоритетность Конституции бесспорна, поэтому статья закона «О выборах президента» в этой ситуации недействительна. И это значит, что гражданин Каримов имеет право занимать эту должность в течение еще одного года не более чем любой другой гражданин Узбекистана (достигший 35 лет и так далее).

Разумеется, обоснованное юридическое толкование сложившейся ситуации давно должны были бы дать и Центризбирком и Конституционный суд. Однако в Узбекистане руководители этих ведомств косвенным образом (через представление) назначаются непосредственно президентом Каримовым, поэтому без команды «сверху» они рта не открывают и в данном случае также предпочитают помалкивать...

Между тем, с 23 января действующий президент Узбекистана окончательно утрачивает свою легитимность. И сделать его легитимным снова, скажем, продлить его полномочия путем внесения экстренных поправок в Конституцию не под силу даже послушному «карманному» парламенту (согласно законодательству, парламент может вносить изменения в Конституцию большинством в две трети от общего числа депутатов верхней и нижней палат). Дело в том, что СЕМЬ ЛЕТ И ОДИН ДЕНЬ - это уже ВНЕ РАМОК отведенного Конституцией семилетнего срока. С этого дня он - не президент. К тому же парламент не имеет права НАЗНАЧАТЬ президента - это исключительно избираемая должность. «Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет» (Конституция).

Таким образом, с 23 января подпись Каримова теряет свою юридическую силу, так же как и все заключенные им с этого дня договоры, соглашения, контракты, изданные указы и постановления, подписанные законы. Ислам Каримов утрачивает право на законных основаниях представлять Узбекистан внутри страны и в международных отношениях, а также принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. Назначенные им на ответственные должности лица, впоследствии могут быть признаны нелегитимными и принятые этими лицами решения отменены…

Как всё это отразится на населении Узбекистана? Да, в общем-то, никак, поскольку очевидно, что Каримов намерен цепляться за свой пост до последнего (печальная судьба Хусейна, Милошевича, Тэйлора, Пиночета, Фухимори - перед глазами). Поэтому положение Конституции о семилетнем сроке благополучно будет забыто, а на его упоминание в узбекистанских СМИ наложен запрет. В реальной жизни бывает прав тот, у кого больше силы. А то, что в данном случае открыто будет попрана Конституция, никакого значения не имеет. Впервые, что ли?..

Зато для политических и деловых партнеров Ислама Каримова сложившаяся ситуация может иметь те неприятные последствия, что впоследствии все заключенные им договора и соглашения будут отменены, т.к. он хоть и имел физическую возможность их совершать - де-факто, однако, не являясь легитимным должностным лицом (полномочия-то его уже истекли), не имел на то юридического права. Так что можно смело предсказывать, что выгодность договоров и соглашений для зарубежных партнеров будет резко повышена - в качестве своеобразной платы за риск. Впрочем, государства, которые в любом случае признают Каримова законным и конституционным президентом, известны заранее. Это Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Пакистан, Киргизия и так далее.

Абстрагируясь непосредственно от личности г-на Каримова, следует отметить, что положение Основного закона о выборах президента Узбекистана в конце декабря неизбежно предполагает повторение нынешней ситуации в будущем. Какой бы президент ни был избран в декабре, он вступит в свою должность не позднее конца февраля. И, следовательно, по истечении его президентского срока перед узбекистанцами вновь встанет тот же вопрос: кто и на каком основании будет руководить страной в течение целого года до вступления в должность вновь избранного президента?..