Узбекистан: Смерть главы Ургутского района заставила президента обратить внимание на проблему с газоснабжением Самаркандской области
Этой зимой практически во все дома жителей Самарканда наконец-то начал поступать природный газ. «В прошлом году здесь, в центре города, газом из трубы даже не пахло», - говорит парикмахер из салона красоты, расположенного недалеко от центральной улицы Мустакиллик (бывшей Ленина).
Согласно официальным данным, в прошлом году из-за перебоев с подачей природного газа страдали тридцать процентов населения Самарканда. Даже хокиму (мэру) пришлось спасаться от холодов, переехав на зимовку из центра в другую, более благополучную часть города. Результат не заставил себя ждать: полностью была пересмотрена система обеспечения Самарканда природным газом, а начальник управления «Горгаз» попал под следствие и был осужден. Согласно судебному решению, ему назначен срок восемь лет лишения свободы за ряд преступлений, в том числе – за незаконное присвоение денег в особо крупных размерах.
Если городскому населению, можно сказать, повезло, то ситуация в сельских районах почти не изменилась. Более того, хоким Ургутского района Самаркандской области Холмухаммад Нуруллаев стал жертвой зимы-2006. Как установило следствие, он погиб от угарного газа, выделявшегося при использовании не соответствующей нормам стандарта печки, которая была произведена на узбекско-иранском совместном предприятии, расположенном в Самаркандской области.
Как отметил продавец хозяйственного магазина, в прошлом занимавшийся реализацией таких печей, угарный газ образуется из-за резкого повышения давления газа в трубах или неправильной установки дымоходов. «У нас ведь газовики без предупреждений то повышают давление, то вообще могут отключить и снова неожиданно подать газ в трубы, - рассказывает источник. - И если при использовании печки-«буржуйки» при таких перепадах может произойти несчастный случай, то в горелке иранской печки подача газа будет автоматически перекрыта до тех пор, пока ее снова не включат».
По словам источника в Самарканде, смерть хокима крупного, граничащего с Таджикистаном района удивила президента Узбекистана Ислама Каримова. Он не поверил, что человек такого ранга может умереть от угара газом. И командировал в Самарканд замминистра министерства внутренних дел вместе с председателем службы национальной безопасности Узбекистана Рустамом Иноятовым. В день приезда высокопоставленных чиновников были парализованы все самаркандские дороги, вплоть до магистральной, соединяющей Самарканд с приграничным с Таджикистаном городом Ургут.
Сразу после отъезда руководящих чинов МВД и СНБ в республиканских СМИ появились рекламные ролики, призывающие не использовать продукцию того самого узбекско-иранского СП, производящего злополучные печки. А между тем, это совместное предприятие ранее широко рекламировало свою продукцию по различным телеканалам.
- Это самое СП было когда-то создано при поддержке высокопоставленных чиновников. В семьях простых граждан из-за некачественных печей также происходили трагедии, - с горечью рассказывает один из жителей Самарканда. - Я помню, как однажды в районе трикотажной фабрики от угара погибла семья молодоженов. У одного популярного самаркандского певца по той же причине погиб сын. Но тогда почему-то не осмелились запретить производство этих печей, а теперь вот спохватились… Да что говорить, так происходит и в других сферах. Из-за сиюминутных выгод чиновников своей жизнью расплачиваются простые люди.
- Если бы обеспечение населения природным газом было стабильным, то, конечно, можно было бы избежать многих трагедий, – рассказывает журналист, несколько лет занимавшийся данной проблемой. - Сейчас города и села Самаркандской области напоминают осажденную фашистами местность: то света нет, то давление газа прыгает, о центральных отопительных системах вообще можно и не вспоминать. Народ, не получающий качественных услуг, не платит за них, чем пользуются чиновники, называя отказ населения платить причиной всех проблем. С разрушением старой системы ничего нового в этой отрасли не придумали, поэтому даже в высотных домах, создавая угрозу своей жизни, люди ставят «буржуйки» или другие газовые отопительные приборы.
Вот вам и яблоко раздора: пожарники запрещают использовать в домах печки, котельные не работают из-за низкого давления газа, а чиновники не могут отказаться от своих же ставленников. Простому народу же, как бы утешая, рекомендуют вспомнить, как жили предки, когда газа не было вообще. Вот и приходится потребителям выбирать из всех зол наименьшее, - сетует журналист.
Населению из-за невысоких доходов приходится выбирать наиболее доступные по цене обогревательные приборы, пусть даже выполненные и кустарным способом. К примеру, некоторые ремесленники предлагают приспособление под названием «сапог». Он стоит всего несколько тысяч узбекских сумов ($1=1240 сумов) и может обогревать большие комнаты даже при низком давлении газа. Не утратили своей популярности и печки-«буржуйки» - от чугунных до более дешевых, сделанных из тонких металлических листов и работающих на дровах.
Так что для современной молодежи, ранее только на картинах художников видевшей дровяные базары древнего Самарканда, художественные образы становятся явью, когда вместе с родителями девчонки и мальчишки едут за дровами в Тайлякский, Ургутский или Самаркандский район. Средняя цена дров - 80-90 долларов США за тележку, в зависимости от породы дерева и от погоды.
А вот статистические данные о газификации территории Самаркандской области радуют глаз. С ними можно ознакомиться прямо при входе в административное здание «СамОблГаза». Посетитель сразу может себе уяснить, в Самаркандской области газифицировано девяносто процентов всех домов. Хотя на деле всего тридцать процентов труб используются круглогодично, по остальным газ поступает только в теплое время года.
Кто-то улучшение в Самарканде ситуации с газом связывает с прошлогодними акциями недовольства населения, кто-то - с критическими выступлениями в прессе, а некоторые говорят - «Выборы на носу». Но расслабляться самаркандцам не дают: с газом положение улучшилось, зато электричество стали отключать почти каждый день. Когда журналисты стали интересоваться этой проблемой, узнали любопытный факт: если начальник «Горгаза» Мусурмон Жалматов осужден на восемь лет лишения свободы, то начальник «СамОблГаза» Шавкат Усманов отправлен руководить… «Электросетями» Самаркандской области. Принципы управления, надо полагать, у Усманова остались прежними, а значит, стоит ожидать, что и ситуация с подачей электроэнергии в дома самаркандцев будет идентична «газовой». Что, кстати, уже демонстрируется.