Отопление жилых домов в пригородах Ташкента переводят с газа на уголь
НАЗАД, К ПРИРОДЕ. НО ПО ПРИНУЖДЕНИЮ
С новой негласной инициативой, естественно, направленной на коренное улучшение жизни населения, выступила администрация столичной области Узбекистана. На протяжении последних дней ее представители на местах регулярно и настойчиво предупреждают владельцев частных домов, что с нового года личные строения граждан будут отключены от централизованной подачи природного газа, и им, гражданам, проживающим под Ташкентом, вскоре придется отапливать свои дома каменным углем…
Что ж, справедливости ради, стоит сказать, что инициатива недавно назначенного областного руководства, вполне отвечает намерениям Узбекистана полностью и без остатка использовать имеющиеся в республике запасы угля. Того, что по-прежнему добывают в той же Ташкентской области на Ангренском угольном разрезе. Добывают-то, добывают, но продать не в состоянии по причине крайне низкой калорийности продукта, и столь же низкой его эффективности в качестве топлива.
Для сведения скажу, что на разработку Ангренского угольного бассейна советская власть решилась лишь потому, что стремилась создать в Узбекистане дополнительные рабочие места, не более. Уголь отсюда отправляли за пределы республики, где смешивали с кемеровским или карагандинским. В свою очередь, уголь, добытый сибирскими и казахскими шахтерами, эшелонами гнали в Узбекистан, где опять-таки смешивали с некачественным местным и использовали для работы… Ангренской ГРЭС. Той самой, что фактически построена на угольном пласте.
Советская власть хоть и не была дальновидна, но не настолько глупа, чтобы бессмысленно гонять эшелоны из одного конца державы в другой. Просто только при этом непременном условии разрез, находящийся в 130 километрах от столицы Узбекистана, еще как-то оправдывал свое существование, а шахтеры получали заработную плату.
После централизованного разгрома власти рабочих и крестьян, равно как и принудительного ухода с политической арены коммунистической партии, узбекские шахтеры лишились работы и по большей части покинули насиженные и обжитые места. Сам город Ангрен, некогда милый и уютный, стал хиреть на глазах, встречая приезжих мрачными черными глазницами пустых окон.
Теперь, похоже, власть решила присущими ей командно-административными методами не только возродить былую славу узбекских угольщиков, но и заселить Ангрен энтузиастами шахтерского ремесла из числа коренных жителей. Причем, сделать это просто и бесхитростно, поставив людей перед дилеммой – либо не отапливать свои дома вообще, либо покупать ангренский уголь. Конечно же, по тем ценам, что будут продиктованы монополистом в сфере добычи этого вида энергетических ресурсов.
Кто же эта светлая голова, предложившая радикально изменить отношение населения республики к своим природным богатствам? В местной прессе, сегодня патетически рассказывающей о проходящей в Ташкенте международной конференции «Энергетический рынок Центральной Азии: тенденции и перспективы», имен авторов нового проекта, естественно, нет.
Однако людская молва утверждает, что новации ташкентской областной администрации обусловлены приобретением контрольного пакета акций упоминаемого угольного разреза одной очень влиятельной в Узбекистане дамой, от предложений которой отказаться себе дороже. Именно ей, если молва не врет, и принадлежит гениальная идея перевести частный сектор столичной области на отопление углем отечественного производства.
Сможет ли новая «хозяйка Угольной горы» реализовать задуманное на практике? Скорее, да, чем нет. Подтверждением сказанному может служить тот факт, что Ташкентская городская администрация настояла на том, что заработную плату жители столицы могут получить только после предъявления в бухгалтерию документов, свидетельствующих об отсутствии задолженностей по квартплате и оплате коммунальных услуг. И не надо заблуждаться по поводу опровержений на сей счет, исходящих от пресс-службы городских чиновников. Опровержения – это для международной общественности, но никак не для внутреннего употребления.
Так что, думаю, не далек тот светлый и радостный день, когда в небе над пригородами Ташкента появятся милый некоторым сердцам дымок из печных труб, навевая трогательный сценки из ранней молодости.
Чем плохо, когда назад, к природе?..