В Ташкенте проходит выставка румынского фотохудожника Теодора Раду Пантеа
21 сентября в ташкентском Доме фотографии состоялось торжественное открытие персональной выставки известного румынского фотохудожника Теодора Раду Пантеа. Сорок пять его фотографий, составивших экспозицию, дают объемное представление о художественном стиле мастера. Отдельной экспозицией на выставке представлены фотографии начинающих узбекских фотографов и художников – студентов узбекского Института искусств имени М. Уйгура, с которыми Пантеа в минувшую субботу провел мастер-класс.
Следует отметить, что румынское искусство, - не только фотографическое, но и в целом, - мало знакомо узбекскому зрителю. С трудом вспоминаются несколько кинофильмов, увиденных когда-то по телевизору, поставленных либо румынскими режиссерами, либо по румынским пьесам и сценариям («Реванш», «Безымянная звезда»…) да абсурдистские театральные пьесы Ионеску. В ходе открытия выставки выяснилось также, что ташкентский зритель уже видел творчество Пантеа год назад, когда тот приехал в Узбекистан на Третье Ташкентское Международное Фотобиеннале, на котором была представлена его фотография «Конец работы II» с изображением старого, отслужившего свой срок паровоза.
Теодор Раду Пантеа – фотохудожник с мировым именем. Его выставки прошли в 160 странах мира. Будучи преподавателем факультета визуального искусства университета румынского города Орадеа, он является также обладателем звания EFIAP, то есть Заслуженного художника Международной Федерации фотоискусства.Кроме того, Пантеа - член целого ряда других международных фотографических ассоциаций, лауреат многочисленных международных премий и кавалер бронзовой медали FIAP, которая была ему присуждена на III Одесском фотосалоне за работу «Взгляд в никуда», включенную в числе прочих работ и в ташкентскую экспозицию.
Наиболее ярко на выставке представлены три темы или серии фотографий: обнаженные женщины, помещенные в сюрреалистическую атмосферу, свалка старых паровозов и пейзажи. Иногда эти темы пересекаются. Причем, большинство фотографий Пантеа - черно-белые или сделаны с применением эффекта старой фотографии «сепия», то есть с коричневатым оттенком.Все фотографии с обнаженными моделями - постановочные, что усиливает сюрреалистический эффект.
Художник пытается поместить «своих» женщин в нереальную обстановку, и, в целом, это у него неплохо получается, чего не скажешь о пейзажах. Сами объекты съемок таких фотографий представляют незначительный интерес, либо показаны художником не в том ракурсе. Возможно, в цвете берег моря или скалы, к примеру, выглядели бы более привлекательно и эстетично, но в черно-белом свете они серые, безликие и с трудом узнаваемые. Стоит отметить, что в съемке таких объектов, как, впрочем, и «обнажёнки», Пантеа заметно уступает таким узбекским фотохудожникам, как, например, Александр Раевский, Владимир Жирнов и Эрнест Куртвелиев, хотя у них и нет столь большого количества международных наград.Персональная выставка Теодора Раду Пантеа продлится до 10 октября 2006 года.