Режиссер «Ильхома» Марк Вайль: «Я остаюсь патриотом Ташкента и человеком планеты Земля»
© Фото ИА "Фергана.Ру"
После выступлений в Москве половина труппы «Ильхома» отправилась в Австрию, где в рамках ежегодного Моцартовского фестиваля театр показал свой новый спектакль «Полеты Машраба». В Вене Марк Яковлевич ответил на несколько вопросов корреспондента ИА «Фергана.Ру».
* * *
Фергана.Ру: - Марк Яковлевич, прежде всего хочу вас поздравить с тридцатилетним юбилеем вашего театра. «Ильхом» был создан еще в эпоху советского «застоя» и активно творит до сих пор. В чем секрет вашего успеха?
Марк Вайль: - Если говорить про мою философию, которая, может, к "Ильхому" и не имеет никакого отношения, то я абстрактно верю, что любое художественное явление, если оно состоялось - это очень мощная энергия. Это как взрыв звезды: она взорвалась, а свет от нее идет много-много лет. Поэтому, когда говорят: "Как это 30 лет?" - я не знаю, как долго это может продолжаться. Очевидно, "Ильхом" случился. Если бы он не случился, если бы он был организован самим государством, по приказу, люди не понимали бы - "Зачем?.." Если у меня родился ребенок, наверное, он мне дорог, я его берегу, сколько могу беречь, даю ему все, что могу ему отдавать. А в "Ильхоме" я не единственный родитель. Я считаю, что родители - это и актеры, художники. Они это сделали своими руками, никто им не помогал, а, более того, государство продолжает не помогать - это факт. Может, мы и хотели бы, но не помогает. Поэтому мы давно поняли, что мы ответственны за тот Дом, который мы создали. Вопрос для нас очень простой - если нам есть, о чем говорить, если мы еще имеем силы, то будем продолжать это делать. Так что здесь уместно метафизическое понятие "взрыв энергии" - это когда создался "Ильхом". Наверное, что-то накопилось, возникла потребность в таком театре в Центральной Азии. Я не ограничиваюсь только Ташкентом, потому что я точно знаю, что он играет огромную роль во всей Центральной Азии. Когда мы гастролировали в Бишкеке, я не могу передать Вам, что там творилось. Мы играли в большом зале на 800 мест!
Фергана.Ру: - А что творилось?
Марк Вайль: - Мы не ожидали, что будет такой прием. Нас со сцены не отпускали, актеры стали национальными героями Киргизии. Мы как раз сыграли в духе "масхарабоза" пьесу "Счастливые нищие", где довольно-таки остро, но трогательно и смешно рассказывается о нашей азиатской действительности. Где люди бедны, и ищут счастья разными путями. Пользуются этими людьми все, кому не лень: вот такая поразительная история. Карло Гоцци, можно сказать "подарил" этот спектакль Центральной Азии, потому что действие происходит в Самарканде. В Европе просто не знают, что у автора пьесы Карло Гоцци есть сказка о Самарканде. Бишкекская публика несколько дней говорила о спектакле. А когда мы набирали лабораторию молодых режиссеров, то самое большое количество ребят, которые захотели приехать учиться, было из Киргизии.
«Ильхом» со своей нонконформистской миссией давно занял специфическое место в искусстве Центральной Азии.
Фергана.Ру: - Кто-то сказал, что Вы - космополитичный сын Ташкента. Как Вы воспринимаете Ташкент сегодня?
Марк Вайль: - Как космополитичный город. Ташкент продолжает играть свою роль в истории Центральной Азии.
Фергана.Ру: - Вы уверены в этом?
Марк Вайль: - Эта роль не в политике; играет накопленная культурная энергия города. Он остается одним из культурных центров. Мне не стыдно показать гостям, что делают мои коллеги в других ташкентских театрах. Я скажу откровенно, я приезжаю в Бишкек и там, в Бишкекских театрах, нечего смотреть, хотя там есть замечательные артисты. Я не хочу ни в коем случае приуменьшить присутствие талантов. Но идей в театре, чего-то принципиально нового я не нахожу. Ташкент остается театральной Меккой в Центральной Азии. Вопреки всем сложностям современной ситуации, потенциал города сохраняется. Если город небольшой величины начинает терять силу и там уже пахнет смертью, то у города громадной величины появляются раны, но он не умирает. Потому-то, если трехмиллионный Ташкент и потерял десятки тысяч, но не потерял миллионы, которые регенерируются. Этим, кстати, я объясняю появление очень интересного нового поколения. Лично я на него возлагаю надежды. И я надеюсь, что у этого города еще есть свое будущее.
Фергана.Ру: - У Вас есть документальный фильм, который называется "Конец века. Ташкент". О нем писали, что он имел целью остановить попытки переписать историю. Вы думаете, у вас это получилось?
Марк Вайль: - У меня получилось высказаться. Я не верю, что один художник может чему-то противостоять. Задача художника - быть маленьким зеркалом. Я думаю, что этим фильмом я действительно высказался и дал некий отпор желанию зачеркнуть прошлое Ташкента, и имперское, и советское прошлое. При этом никто не может упрекнуть меня, что неким образом я идеализировал это прошлое. Я просто не дал разорвать связь времен. Я - ученик Шекспира, я верю, что там, где начинает распадаться связь времен, начинаются трагедии. Учиться можно только на прошлых ошибках, на прошлом и совершенствоваться. Как только кто-то объявил: «а мое время - самое лучшее, и у меня все теперь святое, я теперь лучший, и мы забудем все прошлое» - это путь в пропасть, ибо невозможно начинать историю с начала. Я рассказал в этом фильме, что сохранил некую нить. Насколько мне это удалось, судить людям. Фильм сделан в 1996 году как реакция на распад Советского Союза. Он продолжает задевать зрителей. Значит, что-то удалось.
Фергана.Ру: - Ваша семья в Сиэтле, вы работаете в Москве, в Ташкенте. Вам не кажется, что есть какой-то разрыв, и он расширяется в силу того, что вы становитесь все более космополитичным и глобальным, в то время как ваша Родина остается в прошлом?
Марк Вайль: - Вы знаете, я не верю в патриотов, которые сидят у себя дома и говорят: «Мы - патриоты своей Родины». Мы все - люди планеты Земля. При этом у каждого у нас есть мать, родной язык, город, в котором мы родились. Истинный патриотизм - это сочетание любви к корням и понимания, что мы все люди Земли. Тот, кто поднялся до Космоса, тот становится масштабной личностью, а не тот, кто закапывается и ограничивается разговорами о молоке матери, о родном языке, о национально-патриотических чувствах. Это, кажется, какая-та защита собственной ущербности.
Фергана.Ру: - Вы остаетесь патриотом Узбекистана?
Марк Вайль: - Я остаюсь патриотом Ташкента. Я не берусь говорить про весь Узбекистан, хотя я безумно люблю Бухару, я безумно люблю бухарских ребят, я знаю, какая там внутренняя культура сохранилась. Есть масса дорогих мест в Узбекистане, но есть и мой Ташкент, есть сотни учеников, которые продолжают театральную деятельность и жизнь в искусстве, есть сотни друзей, которые, слава Богу, не все уехали из Ташкента.
Фергана.Ру: - Желаем успехов вашим гастролям в Вене, а потом и в Лондоне.
Марк Вайль: - Спасибо и вам, что приехали в Вену. Я не ожидал здесь увидеть земляков. Любой человек из любой соседней республики - это родное лицо.