В Ташкенте начались елочные представления
Фото автора
Празднование нового года в столице Узбекистана на сей раз отмечается поистине с небывалым размахом. Все улицы Ташкента, а особенно центральные, уже с конца ноября украшены новогодними транспарантами с поздравлениями с новым 2006 годом, во всех парках и на всех площадях установлены гигантские искусственные елки, украшенные многочисленными игрушками и гирляндами, а все базары города буквально забиты всевозможной новогодней атрибутикой и подарками.
При этом во всех парках вот уже несколько дней идут массовые народные гулянья с громкой музыкой, горящими прожекторами, светящимися гирляндами, развешанными на деревьях, выступлениями клоунов-маскарабозов, Дедами Морозами и другими сказочными персонажами. А во многих парках, к примеру, напротив дворца Дружбы Народов, установлены доселе невиданные ташкентцами игровые аттракционы (на снимках). Сотрудников милиции, как всегда, не намного меньше, чем самих гуляющих, но все они, как никогда, вежливы и обходительны, и, даже при привычных проверках документов, говорят: «С наступающим вас праздником!»
Следует отметить, что в прежние годы такого размаха не наблюдалось. Более того, по слухам, новый год, как праздник, в Узбекистане вообще хотели упразднить, мол, хватит нам и одного Навруза, отмечаемого на Востоке, как новый год. Еще несколько лет назад украшенные елки на улицах Ташкента попадались редко, Деды Морозы и Снегурочки были не в чести, и в театральных кругах даже поговаривали о том, что «наверху» этих персонажей, наряду с Кикиморами, Лешими и Бармалеями хотят заменить на восточных осликов, Дэвов, Пери и Батыров, дескать, «что у нас, своего фольклора нет?». Но это в прошлом. Теперь же сплошное великолепие. Можно предположить, что возврат к русской традиции напрямую связан с потеплением в узбекско-российских отношениях.
Между тем, в полной мере праздник ощущается лишь на улицах, то есть, на открытых площадках. В театрах елочные представления, как и в прошлом году, мягко говоря, урезаны. Отменены все елочные массовки в фойе театров перед началом новогодних спектаклей, вдвое сокращено количество этих спектаклей, а некоторые театры отказались от них вовсе.
В Большом Академическом театре оперы и балета им. Навои новогодние спектакли начнутся лишь со второго и продлятся по десятое января. Будут давать по два представления спектакля «Необыкновенные приключения Герды и Кая» в день. Также по два представления в день пройдут в Молодежном театре Узбекистана (бывший русский ТЮЗ) и театре «Аладдин». В первом с 24 по 30 декабря и со 2 по 8 января идет спектакль «Волшебник Изумрудного города» по Волкову, а в «Аладдине» с 22 декабря и по 10 января ежедневно - «Новогодние приключения Ходжи Насреддина и его друзей». Ни в Академическом русском драматическом театре (бывшем им. Горького), ни в Театре музыкальной комедии (оперетты), ни в «Ильхоме» детских новогодних представлений не будет.
Напомним, что предупреждение Министерства по делам культуры и спорта об отказе от елочных массовок и сокращении количества спектаклей все театры получили заблаговременно – аж в середине октября – и были к этому готовы. Руководителям театров осталось тогда лишь развести руками и смириться. Объяснено данное решение было «опасностью террористических актов ввиду массовых скоплений людей».
Поневоле задаешься вопросом: разве на открытых площадках людей собирается меньше, чем в закрытых помещениях? И разве мало в другие дни в Ташкенте проходит представлений и эстрадных концертов, собирающих тысячи сограждан одновременно? Кому на руку вот уже второй год подряд на новогодние праздники урезать прибыль творческих коллективов театров, в то время как в большинстве из них и без того зарплата актеров составляет 30-35 тысяч сумов ($25-30) в месяц?
«Раньше, до зимы 2004-2005 года в новогодние каникулы мы играли по 4 сказки в день, начиная с 24-25 декабря и по 11-12 января, - рассказывает актер Молодежного театра Дмитрий Резепин. - Что интересно, в любые другие, непраздничные дни мы имеем право давать хоть по 4 спектакля в день – никто не запрещает, и, я уверен, у нас при этом также будут полные аншлаги. Но в новогодние праздники почему-то лимит».
И все же, несмотря на приближение праздников, лица далеко не всех ташкентцев веселы и беззаботны. Известный социолог Баходыр Мусаев считает, что 2005 год останется в сердцах узбекистанцев, как самый кровавый год в новейшей истории, и от наступающего 2006 года никаких радужных перемен ждать не приходится.
«У меня нет праздничного настроения. Всей этой красочной мишурой власти республики пытаются «замылить» глаза окружающим, как будто вовсе и не было в уходящем году Андижана, - считает Мусаев. – А лично я, когда смотрю на елочные игрушки, вижу в них отражение слез Андижана. Когда я смотрю на красные халаты Дедов Морозов, я вижу в них кровь Андижана».