Отсутствие бензина на автозаправочных станциях столицы Узбекистана приняло стабильно-хронический характер
Руководство акционерной компании «Узнефтепродукт», в октябре заявившее о временных проблемах, теперь предпочитает делать вид, что проблемы отсутствуют вовсе.
Первыми лишились поставок нефтепродуктов автозаправочные станции, расположенные на кольцевой дороге вокруг Ташкента. Несколько позже бензин исчез и на тех станциях, что построены в городе. Сегодня очереди, достигающие нескольких сотен автомобилей, выстроившихся вдоль ташкентских трасс, уже никого не удивляют. Раздраженные и лениво ругающие власть водители терпеливо ждут лимитированных двадцати литров, чтобы уже через день–два занять очередь вновь.
По сведениям из неофициальных источников, причина стабильного отсутствия бензина в республике вызвана тем, что Узбекистан отказался покупать сырье для его производства в Казахстане. Отказ же, в свою очередь, был продиктован мониторингом, который якобы провела так называемая швейцарская фирма Zeromax.
«Так называемая», поскольку компания хоть и зарегистрирована в Швейцарии, но имеет вполне узбекскую хозяйку. Анализ, вроде бы сделанный Zeromax, свидетельствовал о невыгодности партнерских сделок на условиях, предложенных казахскими братьями. А раз так, то контракты, позволявшие на протяжении ряда лет стабильно обеспечивать потребителей Узбекистана бензином и дизельным топливом, были расторгнуты.
Взамен не было предложено ничего путного, и вся республика, словно по мановению волшебной палочки, выстроилась в очередь.
На искусственно спровоцированный дефицит в масштабах всего государства тут же активно откликнулся теневой сектор, где бензин предлагают по двойной, а то и тройной цене. Обычно на стоимость топлива «из-под полы» влияют несколько произвольных показателей. В частности, удаленность от столицы, время суток, конкретное предназначение автотранспортного средства, личные отношения с продавцом или отсутствие таковых. Понятно, конечно, что теневой оборот бензина выгоден, в первую очередь тем, кто отвечает за его легальную реализацию.
Напомню, что в регионах Узбекистана о наличии бензина в официальной продаже забыли давно. Именно этим, кстати, и вызвано распоряжение «Узнефтепродукта» о минимальном выделении бензина на АЗС, построенные вдоль кольцевой автодороги вокруг Ташкента. Дескать, все равно вывезут в глубинку.
Напомню и то, что только в течение только одного осеннего месяца стоимость бензина в Узбекистане возрастала четыре раза, что автоматически влекло повышение цен на другие товары и услуги, грузовые и пассажирские перевозки. В отличие от других государств, где цена на продукцию определяется спросом и предложением, в Узбекистане ее гласно или негласно диктует правительство.
А вот его мотивация чаще всего остается загадкой, находящейся вне поля логических построений...