Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Повышение цен в Узбекистане вызывает резкое недовольство жителей страны

22.06.2004 16:56 msk, Сергей Ежков, Ташкент

- При советской власти мы самолеты делали...

- Сегодня - машины!

- Знаю. Я к тому, что рожденный ползать, летать не может...

(Из разговора на ташкентском базаре)

Очередное повышение стоимости проезда во всех видах транспорта - таково решение правительства Узбекистана, реализованное практически сразу же после завершения саммита ШОС. Отныне всяк входящий, допустим, в городской автобус, должен заплатить за проезд 150 сумов (пятнадцать центов) при минимальной заработной плате в стране в 5 тысяч 540 сумов и средней - едва превышающей одиннадцать долларов США в месяц.

Справедливости ради стоит сказать, что к регулярным повышениям цен на коммунальные услуги, квартирную плату, бензин, продукты питания и так далее жители республики давно привыкли и так же давно не ропщут публично. Недовольство существующей властью, в частности ее экономической политикой, люди высказывают приватно. Не возмущаются неоправданными и немотивированными повышениями стоимости жизни и политические партии, кои по всем законам демократии должны оппонировать действующему правительству и бороться за право самим вершить судьбы своей страны.

Не оппонируют и не собираются.

Партии в Узбекистане (все, что зарегистрированы, без исключения), как известно, единодушно одобряют и поддерживают мудрого и прозорливого Ислама Каримова, совмещающего пост президента с постом руководителя правительства. Уверен, здесь никто бы не удивился, если первое лицо государства, вспомнив незабвенного Леонида Ильича, стало бы в одночасье еще и генеральным секретарем одной из партий, провозгласившей, что именно она станет той единственной, что выведет Узбекистан на светлый путь цивилизации.

Регулярное удорожание жизни, инициируемое нынешней властью без предварительных консультаций с конституционным источником власти, нежелание вести диалог с народом Узбекистана или, как минимум, объяснить ему, для чего эти меры правительство применяет, становятся возможными потому, что высокопоставленным узбекским чиновникам глубоко без разницы, как живет простой человек.

Придушив в начале девяностых годов пусть и неординарную, но все же демократию, власть давно уверена в беспрекословном молчании и подчинении ей людей. Проведение митингов, шествий и демонстраций, хоть и предусмотрено Основным законом, на практике давно запрещено. Нет в республике и серьезных политических сил, которые бы публично рискнули взять на себя ответственность за реформирование страны.

Те же, что называют себя "демократами", либо давно таковыми не являются, либо не являлись ими вовсе. Большинство оппозиционеров весьма комфортно чувствует себя в рассуждениях о необходимости перемен, но абсолютно не готово к конкретной работе. Они охотно путешествуют по дальнему зарубежью, где с пафосом и патриотическим гневом заявляют о порочности существующего режима.

Раньше им здесь бурно аплодировали, сегодня делают это более сдержанно, что в общем-то не мешает "прогрессивной международной общественности" периодически упоминать узбекских демократов в качестве самой серьезной силы, способной противостоять нынешнему узбекскому режиму.

Что здесь сказать?

Ставка Запада на демократов первой волны, коим в Узбекистане по большей части действительно не дают зеленого света, явно ошибочна и бесперспективна. Не те люди, не те цели, не те методы их достижения.

Если говорить о гипотетическом влиянии России на некие благотворные изменения в политике Ислама Каримова, то и здесь надежды, кулуарно высказываемые практически всеми слоями населения этой южной республики, явно необоснованны. Россия, судя по недавнему визиту в Узбекистан отставного подполковника КГБ, намерена лишь провозгласить политическое присутствие в регионе. Не более. Да и само присутствие - это некий демонстрационный ход, рассчитанный на чепчики в воздухе, а не на конкретный результат.

Что остается жителям республики? Либо также молча терпеть государственный экономический, а порою и политический террор, либо, как это уже к несчастью было, искать иные, недопустимые в принципе пути решения проблем.

Третьего варианта, к сожалению, не просматривается. А это в свою очередь настораживает, поскольку предполагает непредсказуемость развития ситуации не только в этой стране, но и регионе в целом. Непредсказуемость, нежелательную как для власти, так и для тех, кто под ней ползает.

Мало ведь никому не покажется...