Киргизские трудовые мигранты в России: обман, избиения, рабство
Самара. Вечерком Азамат вышел за покупками в ближайший магазин со своим другом. По дороге остановили их несколько бритоголовых парней и завели в укромное местечко. Они потребовали деньги. Но Азамат и его друг наотрез отказались им отдать кровно заработанные деньги. Скинхеды их избили и потом сожгли. Друга Азамата спасти не удалось, он сгорел до костей. А сам Азамат умер в местной больнице неделю спустя от ожогов.
- Мы привезли его тело поездом - из Самары в Ош. Помогли нам финансами мигранты из Оша, работающие в Самаре, - рассказывает отец Азамата Миралим, который живет по улице Камарова, г. Ош. – В Самаре погибает много наших парней. Их избивают, продают в рабство, режут… Моего сына сильно избили и после этого облили керосином и подожгли. Но мир не без добрых людей. Те же русские люди помогли ему. Вызвали скорую. Он четыре дня лежал в реанимации. На пятый день он умер. Я никак не могу понять, откуда появились фашисты в стране, где именно от фашизма пострадало так много людей?..
По словам киргизских правозащитников, за девять месяцев нынешнего года более двадцати ошских гастарбайтеров стали жертвами российских скинхедов и преступников. Только за две недели сентября в город привезли тела четырех погибших ошан.
- В Самарской области России трудятся очень много мигрантов из Оша, - говорит правозащитник Эргеш Садиков. - По неофициальным статистическим данным, там трудятся более пяти тысяч наших горожан. Большинство из них - нелегалы. Я там побывал в командировке и изучил их быт. Они живут в ужасающих условиях, по десять-двенадцать человек в одной квартире. А самое главное - они не защищены, их права попираются везде. Например, я встретил мигрантов, которые еще 2002 году остались без паспортов. Они мне говорили, что их паспорта конфисковали сотрудники правоохранительных органов. И теперь они не могут вернуться на родину.
По словам Эргеша Садикова, в данный момент гастарбайтеры пытаются создать свою правозащитную организацию в Самаре.
- Мы уже подготовили все документы. Оказывается, ни в российском, ни в киргизском законодательстве нет никаких препон для открытия представительства киргизской правозащитной организации в России. Нам в этом деле помогает Уполномоченный по правам человека Самарской области Елена Юрьевна Обухова. Это будет совместный российско–киргизский проект, который будет финансироваться государством, - сообщил корреспонденту агентства «Фергана.Ру» правозащитник Эргеш Садиков.
По данным Бишкекского представительства Международной Организации Миграции (МОМ), ежегодно в России попадают в рабство около тысячи гастарбайтеров. Недавно при содействии российского Красного Креста МОМ удалось вернуть в Кыргызстан более тридцати бесправных трудовых мигрантов. Все они были жителями города Исфана Баткенской области. Об этом рассказал корреспонденту ИА «Фергана.Ру» координатор МОМ в Кыргызстане Кудрат Каримов.
- Работорговцы приехали в Исфану и начали собирать рабочую группу для работы в хлебопекарне. Набралась группа из тридцати шести человек, - говорит Кудрат Каримов. – Их повезли на микроавтобусах в Красноярский край. И там буквально продали их в рабство неизвестным людям.
По словам Кудрата Каримова, работорговцы получили за 36 человек 53 тысячи российских рублей и 2800 долларов США. Рабовладельцы, купившие этих людей привезли их в заброшенный город в 150 километрах от Красноярска.
- По словам исфанинцев, которых удалось вернуть на родину, в Красноярском крае в рабстве остаются еще около 150 кыргызских граждан, - сообщил нам Кудрат Каримов. – В общей сложности за последние два года нашей организации удалось вырвать из рабства и вернуть на родину более 300 кыргызских граждан. Никто не может назвать точную цифру, еще сколько кыргызстанцев остаются в рабстве.
Интересно, что у киргизского государства нет средств для вывоза из других стран своих граждан, ставшими жертвами работорговцев. В этом деле стране помогают международные организации, в том числе и МОМ. Но и эта солидная международная организация зависит от своих доноров – европейских стран, которые финансируют подобную деятельность.
Но радует другой факт. Киргизские силовики основательно взялись за раскрытие фактов работорговли. Если в прошлом году было возбуждено всего 19 уголовных дел в отношении работорговцев, то только за два месяца текущего года возбуждено уже 10 таких уголовных дел.
* * *
По данным Washprofile.org, ежегодно в мире продаются и покупаются 600- 800 тыс. человек. Из них примерно 80% - женщины и девочки, а до 50% - несовершеннолетние. По оценкам ООН, ныне в мире насчитывается до 27 млн. человек, находящихся в рабстве. Федеральное Бюро Расследований США\FBI пришло к выводу, что международная работорговля ежегодно приносит до $ 9.5 млрд. прибыли.
Современное рабовладение неизбежно сопровождается насилием, убийствами, изнасилованиями, похищениями, нелегальным переходом границ, подделкой документов и т.д. Формы современного рабства весьма разнообразны. Правозащитная организация Anti-Slavery International оперирует следующей классификацией:
"Должники" - около 20 млн. человек. Это люди, которые работают в тяжелейших условиях и за ничтожную плату, чтобы вернуть долг, который практически невозможно выплатить. Иногда долг таким образом "отрабатывают" несколько поколений одной семьи.
"Невесты" - несколько миллионов человек. Женщины и девушки, которых насильно выдают замуж. В семье мужа, как правило, они используются в качестве служанок.
"Работники по принуждению" - несколько миллионов человек. Люди, которых нелегально нанимают частные лица, организации или госструктуры и заставляют работать под угрозой смерти или насилия.
"Рабы" - несколько сот тысяч человек. Отдельные племена, касты или группы населения, которые на протяжении длительного времени находятся в подчиненном, по отношению к иным группам населения. положении. Как правило, используются для выполнения наиболее грязных и низкооплачиваемых работ.
"Похищенные" - сотни тысяч человек. Люди, ставшие жертвами работорговцев, которые переправляют их в иные страны или регионы, для занятия принудительным трудом.
"Дети" - до 179 млн. детей заняты принудительным трудом.