2500 и еще 200 ступеней преодолевают паломники на пути к пещере Царя Давида в горах под Самаркандом
Фото © Андрей Кудряшов
В окрестностях Самарканда многие верят в легенду о том, что библейский Царь Давид, после долгих лет славного царствования над Израилем, получил от Всевышнего указание совершить путешествие на Восток, проповедуя среди язычников веру в Единого Бога. Согласно легенде, Хазрат Дауд, как называют мусульмане Давида, был первым, кто утвердил единобожие в Самарканде, чем вызвал гнев местных огнепоклонников, которые захотели его убить. Давиду пришлось бежать в горы, где, спасаясь от преследовавших его воинов, он раздвинул руками скалу и скрылся в глубокой пещере. За волшебный дар плавить металл и камни в ладонях среди ремесленников Самарканда и Бухары Хазрат Дауд считается покровителем кузнецов. А пещера, которую предание связывает с его именем, до сих пор привлекает сотни паломников, совершающих трудные восхождения на вершину горного плато.
Небольшой поселок Аксай расположен в сорока километрах к югу от Самарканда, на повороте автотрассы в Карши. Посреди голой степи вдруг возвышается монументальная арка с надписью арабской вязью, указывающая современным паломникам верное направление их автомобильных поездок. Чуть дальше стоит шлагбаум, ограничивающий въезд на довольно крутой серпантин, поднимающийся по горному склону. Пару лет назад с этого серпантина упал в пропасть автобус, и теперь движение по нему разрешено только легковым машинам. Таксисты и водители микроавтобусов, перевозящие по выходным паломников из Бухары, Самарканда и Шахрисабса, признаются, что тоже стали считать Дауда своим покровителем.
От подножия западного отрога Туркестанского хребта, скалистым клином вдающегося в Каршинскую степь, к вершине плато ведет лестница с числом ступеней, если верить на слово местным жителям, ровно 2500. В действительности подсчитать их невозможно, так как непременно собьешься со счета, не дойдя и до середины подъема. У физически сильного человека подъем займет не менее полутора часов. С начала пути не разглядеть его окончания, теряющегося где-то под облаками за бесконечными поворотами. Больным и пожилым людям проводники предлагают преодолеть весь маршрут верхом на лошадях или осликах, однако мало кто из паломников соглашается, потому, что, согласно преданию, такой способ уменьшит заслугу желающих обрести благодать. Корреспондентам агентства «Фергана.Ру» удалось наблюдать, как по лестнице поднимаются совсем старые женщины с деревянными посохами в руках. А местные жители постоянно снуют вверх-вниз по лестнице почти бегом, успевая на ходу предлагать сувениры туристам. Многочисленные площадки на поворотах так же превращены ими в торговые лавки, где предлагают купить амулеты, лекарственные настойки и травы, выпить зеленого чаю или минеральной воды.
Примечательно, что лестница от поселка Аксай на вершину плато - совсем не древнее сооружение. Она изготовлена из заурядных цементных блоков. По большому секрету можно узнать, что строительство культового сооружения было начато в конце 80-х годов руководителем одного из промышленных предприятий Самарканда. Позже хозяйственник и патриот был осужден по какому-то делу и отсидел срок, а когда освободился в середине 90-х, уже при независимости Узбекистана, продолжил работы на собственные средства и опираясь на энтузиазм земляков.
На вершине плато, откуда добравшимся открывается головокружительная панорама разбегающейся во все стороны степи, построена маленькая мечеть, где паломники совершают молитву перед посещением пещеры Давида. К самой пещере нужно спуститься уже на 200 ступеней вниз по другому склону.
На подходе к каменному гроту паломники обязательно снимают обувь, но даже не из соображений приличия в священном месте. Разгадка этого открывается, едва путешественник погрузится в холодные недра пещеры, в самом дальнем конце которой постоянно горит алтарь со свечами. Обычай зажигать свечи на алтаре, чтобы очиститься от грехов, внешне не согласуется с мусульманскими представлениями и, по словам гидов, скорее заимствован местными жителями от тех самых огнепоклонников, которые некогда загнали Царя Давида в столь труднодоступное убежище. Но местный мулла объясняет, что Всевышний, в его бесконечной милости, дает прощение людям, невзирая на их суеверия и предрассудки, а глядя только на искренность веры. Все камни и пол пещеры от многолетних воскурений покрыты толстым слоем воска, который тотчас налипает на подошвы обуви, делая возвращение назад крайне рискованным - каблуки заскользят, как по льду, у края 800 метрового обрыва. Так что в гости к Хазрат Дауду приходится заходить босиком.
Согласно преданию, Царь Давид обладал огромным ростом - около 3 метров. Многочисленные выемки и борозды на стенах грота, высокий потолок которого увешан известковыми наростами, а каменная утроба вмещает до десятка человек сразу, считаются следами его ладоней и пальцев, плавивших базальт и гранит как свечной воск. По легенде, Давид раздвинул гору, как тесто, закрыл за собой вход и исчез в Царстве Небесном. Пещера же растворилась сама спустя сотни лет в результате землетрясения, чтобы явить людям свою Благодать.