Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Страсти по Самарканду. Реконструкция древнего мавзолея Шахи-Зинда вызывает противоречивые чувства у горожан и туристов

24.03.2005 00:16 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент-Самарканд)

Россия
Страсти по Самарканду. Реконструкция древнего мавзолея Шахи-Зинда вызывает противоречивые чувства у горожан и туристов

Фото © Фергана.Ру

Генеральная реконструкция древнего Самарканда - исторического, культурного и туристического центра Узбекистана, начатая еще в 80-е годы прошлого века, с середины 2004 года по решению правительства независимого государства приобрела новые темпы и направления. После строительства пятизвездочных отелей вблизи усыпальницы Тимуридов и завершения реставрации исполинского мавзолея Биби Ханым, возвышающегося над Сиабом - жилыми районами старого города - началась кардинальная перепланировка центральных улиц. Часть из них задумано сделать пешеходными, заодно освободив от глинобитных домов целые площади рядом со знаменитыми памятниками старины, чтобы непрезентабельные, с точки зрения идеологов реконструкции, постройки более поздних времен не загораживали величественную панораму средневековых арок, куполов и минаретов. Перестраивается и городской парк, который, как говорят, вскоре будет превращен в «Диснейленд» европейского образца. Наконец, реконструкция коснулась и наиболее древнего района города, по сути его духовного сердца - архитектурного комплекса IX-XV веков Шахи-Зинда, примыкающего к южным склонам холмов городища Афросиаб, история которого насчитывает два с половиной тысячелетия.


Лестница к комплексу Шахи-Зинда

Реставрация

Реставрация
Происхождение мавзолеев Шахи-Зинда связывается традицией с именем двоюродного брата пророка Мухаммеда Куссамом Ибн Абассом, во времена арабских завоеваний Мавораунахра оставленного с небольшим гарнизоном в Самарканде для обращения в ислам местных жителей и населения окрестных гор. Согласно мусульманским историкам, Ибн Аббасс провел более семидесяти ожесточенных сражений с идолопоклонниками в долине реки Заравшан, одерживая неизменные победы. Также он прославился и как пламенный проповедник, склонявший сердца людей к Богу праведным словом. Но в 676 году большой отряд язычников, внезапно спустившийся с гор, напал на Самарканд, когда правоверные совершали намаз. Вся мусульманская община в городе была перебита.

Согласно преданию, Всевышний создал Хазрата Хызра за 300 лет до сотворения Земли, а когда облек и его в материальную форму, дал ему вечную жизнь и сделал управителем всех водных источников в мире. Считается, что встреча с Хазратом Хызром может исполнить любое желание, например, сделать богатым, здоровым, счастливым. Каждому человеку дано три раза в жизни повстречаться с ним на своем пути, но не каждому удается узнать его.

Древняя мечеть Хазрата Хызра расположена в 400 метрах выше комплекса Шахи Зинда прямо на склоне холмов городища Афросиаб. Хазрат Хызр является традиционным наставником всех суфиев-одиночек.

По одной из легенд, не избежал руки врага и Куссам. Но когда сабля язычника уже рассекла ему шею, на помощь к нему явился сам Хазрат Хызр. Минбар (место моления) под ними раскололся, и, держа в руках отрубленную голову, в сопровождении Хызра Ибн Аббасс скрылся сквозь образовавшуюся щель в подземную пещеру, где бил священный источник. Испив воды из источника, Кусам обрел бессмертие.

Буквально Шахи Зинда означает - Живой Царь. На надгробии Ибн Аббасса сохранилась надпись с цитатой из Корана: «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми».

Более поздние пристройки Шахи Зинды делались со времен Гургана, сына Улугбека и вплоть до 19 века. Так что сама идея непрерывной доработки и украшения архитектурного облика этого памятника жила вместе с поклонением самому месту. Но в целом архитектурный комплекс славился как образец хорошо сохранившегося глазурованного декора XIV-XV веков, на фоне оригинальной средневековой кладки, включая знаменитую лестницу из 32 ступеней, соединяющей портал с гробницей, подъем и спуск по которой, согласно преданиям, освобождал от грехов и исцелял от болезней. А по отдельным вольным толкованиям даже приближал правоверного к Мекке. Образцы отделки представляли собой поливную и резную терракоту, наборную мозаику и крупную мозаику из поливных кирпичей.

Летом 2004 года Духовное управления мусульман Узбекистана, администрация Самаркандской области и Министерство по делам культуры выступили с инициативой о создании общественного фонда «Шахи-Зинда» с целью проведения в архитектурном комплексе восстановительных и реставрационных работ, а так же работ по благоустройству. Говорят, эта инициатива была сразу поддержана или даже инспирирована президентом Исламом Каримовым, в результате чего Кабинет Министров принял специальное постановление, легализовавшее Фонд, а Министерству Финансов было поручено выделить ему 300 миллионов сумов ($300 тыс.) до конца 2004 года и предусмотреть выделение средств из государственного бюджета в 2005 году.

Сейчас реставрационные работы на Шахи Зинде уже в полном разгаре. На первый взгляд, к их достоинствам можно отнести только то, что на время реконструкции комплекс не был закрыт для посещения. Руководители и рядовые исполнители этого масштабного проекта заверяют шокированных размахом работ посетителей, что в результате памятнику будет возвращен первозданный вид, каким его могли наблюдать современники Тимуридов. Но пока резьба и мозаика с древних стен исчезли, включая облицовку ступеней лестницы. Облепленная строительными лесами Шахи-Зинда стала похожа даже не на покрошившуюся с боков громаду мавзолея Биби Ханым, какой та выглядела во время ее реконструкции в 80-90-х годах, а на многокомнатную квартиру в ходе евроремонта.


При этом по Шахи-Зинде, как повсюду в Самарканде, продолжают сновать вездесущие и неугомонные прилипалы-гиды, заманивающие туристов в приютившиеся под кирпичными сводами сувенирные лавки, полные как экзотических безделушек действительно оригинальной и даже старинной работы, так и откровенно безвкусного и новодела. Особенная атмосфера, напитанного собственной святостью и людским поклонением места, знакомая каждому, кто хоть раз бывал здесь прежде, существенно поколеблена, если не сказать хуже - разрушена. И можно только наедятся на ее возрождение в обновленном качестве, после окончания реставрационных работ. Хотя не все в городе и за его пределами разделяют оптимизм организаторов реконструкции.

По уже озвученному Ферганой.Ру, мнению фотохудожника из Екатеринбурга Олега Чагина, реставрация уникальных исторических памятников Самарканда должна быть направлена, прежде всего, на сохранение и поддержание в них «глубокого и внутреннего», то есть духа времени, а не на создание внешне эффектного, декоративного лоска.

- Когда так перестраивается памятник древней архитектуры, он, по сути, рискует перестать быть памятником, - сказал корреспондентам Фергана.Ру археолог Геннадий Иванов, много лет занимавшийся раскопками на Шахи-Зинде, - Сейчас разбираются целые фрагменты старинных стен. Кирпичи древней кладки, скрепленные когда-то раствором, замешенным на верблюжьем молоке, и благодаря особым секретам сумевшие продержаться на своем месте века, заменяются новыми. Одно дело -реставрация, а другое - замена целых блоков.

- Пока это место было не тронутым, там можно было ощутить присутствие самого времени, - считает искусствовед Елена Ладик, - Пускай вокруг все перестраивалось, но Шахи-Зинда оставалась как бы законсервированной, представляя собою духовное ядро древнего города. И это всех устраивало. А теперешнее зрелище вызывает у меня шок.

- Все закончится тем, что на Шахи-Зинду станут приезжать не паломники, а женихи с невестами возлагать цветы, - высказала прогноз самаркандский поэт и музыкант Татьяна Букловская.

И возможно, она не далека от истины. Возложение цветов свадебными процессиями сегодня можно наблюдать, например, каждое воскресенье, в древнем Шахрисабзе у стен средневекового Ак Сарая. Хотя в самом этом ритуале, конечно, нет ничего плохого, но ведь понятно, что в данном случае речь идет о не вполне уместном контрасте старинных традиций и современных обычаев.

Многие жители и гости Самарканда переживают сегодня внутреннее несогласие не только с бурной реконструкцией Шахи-Зинды, но и с предстоящей расчисткой от одноэтажных домов обширных пространств перед архитектурными комплексами старого города, что нарушит типичную планировку и сам дух восточного города. Соседство средневековых ансамблей с куда более современными, но, безусловно, традиционными для Средней Азии постройками, узкими, кривыми улочками и глинобитными дувалами, прежде создавало целостный и исторически достоверный фон. А обширные пустые площади, замощенные брусчаткой и снабженные подстриженными газонами, по мнению некоторых, сделают Самарканд похожим на современный Ташкент, а не на столицу древнего Мовароунахра.

По генеральному замыслу реконструкции, город, уже наполненный фешенебельными отелями и дорогими ресторанами для европейских туристов, должен быть максимально приближен к мировым стандартам посещаемых европейскими и американскими туристами городов-музеев.

Но крайне нелицеприятную точку зрения высказал по этому поводу журналист американского информационно-туристического агентства Online Highway Кевин Грабб, в 2003 году, то есть еще до начала сегодняшних крупномасштабны работ в центре Самарканда, совершивший ознакомительную поездку по Узбекистану.

- Бухара произвела на меня гораздо большее впечатление, как город, сохранивший средневековую и самобытную атмосферу, свой особый уклад, ритм и дух, все первозданные цвета и запахи - сказал тогда Грабб, - А Самарканд показался больше похожим на помпезный выставочный зал, современную инсталляцию под открытым небом, с использованием элементов древности. И мне вовсе не понравилось, как отреставрированы его памятники. Реставрация, в крайнем случае, должна быть похожа на самую легкую косметическую подчистку, лишь слегка высветляющую из тьмы времен и подчеркивающую исторические черты, но отнюдь не на кардинальную пластическую операцию с натягиванием на древний остов искусственной кожи из синтетических материалов. Ведь не стали же в Египте приделывать нос Сфинксу, отколотый ядрами пушек Наполеона. Фешенебельного лоска полно на средиземноморских курортах Турции и Греции, хотя там им бережно окружают древние руины, оставляемые в их первозданном виде.

Впрочем, автор этих заметок сам вовсе не склонен придерживаться пессимистичных воззрений. Ведь, кто знает, лет через 400-800 не станут ли нынешние крупномасштабные стройки и перестройки в древних городах Узбекистана, часто кажущиеся современникам безвкусным кичем и грубым налетом тоталитарного варварства, восприниматься потомками столь же исторически достоверным и ценным свидетельством своего времени, каким нам самим представляются мавзолеи эпохи Темура? Я бы не стал, в таком случае, сносить и типовых девятиэтажек советских времен по соседству с мавзолеями Гур Эмир и Биби Ханым. Современница египетских пирамид, древнейшая цитадель Афросиаба за две с лишним тысячи лет своего существования видела многое у подножия своих земляных бастионов. Эпохи процветания и упадка, опустошения и возрождения, строительство новых стен, и крушение старых. Поэтому, на мой взгляд, преждевременно говорить о том, что древний Самарканд сегодня так уж изменяет свое лицо. В его собственном измерении он, скорее всего, лишь в очередной раз меняет… его выражение.

Приложение

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан

«Об организации реставрационных и благоустроительных работ в мемориальном кoмплeкce Шахи-Зинда»

В целях организации восстановительных, реставрационных и благоустроительных работ в уникальной жемчужине национального зодчества - мемориальном комплексе Шахи-Зинда в городе Самарканде, развития его инфраструктуры Кабинет Министров постановляет:

1. Одобрить предложение Духовного управления мусульман Узбекистана, Самаркандского областного хокимията, Министерства по делам культуры Республики Узбекистан о создании в мемориальном комплексе Шахи-Зинда Общественного фонда "Шахи-Зинда" со статусом юридического лица (далее - Фонд). Установить, что Фонд осуществляет свою деятельность в период проведения в комплексе Шахи-Зинда восстановительных, реставрационных и благоустроительных работ.

Одобрить состав Попечительского совета Фонда и структуру его исполнительной дирекции. Попечительскому совету в месячный срок утвердить состав руководства исполнительной дирекции и сотрудников и приступить к исполнению своих обязанностей. Принять к сведению, что управление и координация осуществляемых работ в комплексе возлагаются на исполнительную дирекцию Фонда.

2. Определить основными задачами Фонда:

проведение реставрационных, ремонтных и благоустроительных работ в мемориальном комплексе Шахи-Зинда, являющемся уникальным историко-архитектурным сооружением и святым местом поклонения;

приумножение авторитета этой святыни в мусульманском мире, организацию широкомасштабного паломничества местных и иностранных граждан;

разработку и введение порядка и правил посещения мемориального комплекса, создание всех необходимых условий для паломников;

разработку и осуществление мероприятий по организации религиозно-просветительской работы, особенно в воспитании молодежи в духе гуманизма, верности Родине, эффективно используя великое наследие предков.

3. Министерству юстиции Республики Узбекистан зарегистрировать Фонд в установленном порядке.

4. Установить, что:

средства Фонда образуются за счет спонсорских средств юридических и физических лиц - резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан, правительственных и неправительственных международных организаций, иностранных граждан, а также других источников, не противоречащих законодательству;

поступающие в Фонд средства не подлежат налогообложению.

5. Министерству финансов Республики Узбекистан:

выделить в 2004 году Фонду средства в размере 300 миллионов сумов для организации восстановительных, реставрационных и благоустроительных работ в мемориальном комплексе Шахи-Зинда, с внесением соответствующих изменений в утвержденные параметры государственного бюджета;

предусмотреть в государственном бюджете на 2005 год выделение Фонду необходимых средств для продолжения указанных работ в комплексе.

Принять к сведению, что Духовным управлением мусульман Узбекистана принято решение о выделении на эти благородные цели в текущем году 50 миллионов сумов и 100 миллионов сумов - в последующие годы.

6. Определить Фонд единым заказчиком по осуществлению восстановительных, реставрационных и благоустроительных работ в мемориальном комплексе Шахи-Зинда.

7. Хокимияту города Самарканда в месячный срок обеспечить Фонд зданием.

8. Хокимияту Самаркандской области, Министерству по делам культуры, Государственному комитету по архитектуре и строительству, Академии наук, Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Духовному управлению мусульман Узбекистана, Агентству "Узкоммунхизмат" оказывать Фонду регулярную помощь в проведении восстановительных, реставрационных и благоустроительных работ в мемориальном комплексе Шахи-Зинда, изучении истории памятников, находящихся в комплексе.

9. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан, Национальной компании "Узбектуризм", Национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари", Комитету по делам религии, хокимияту Самаркандской области оказывать всестороннее содействие Фонду в установлении связей и сотрудничестве с авторитетными международными организациями по вопросам посещения мемориального комплекса Шахи-Зинда соотечественниками и зарубежными гостями.

10. Рекомендовать Узбекскому агентству по печати и информации, Телерадиокомпании, Национальному информационному агентству Узбекистана, информационному агентству "Жахон" широко освещать в республиканских и зарубежных средствах массовой информации осуществляемые работы на мемориальном комплексе Шахи-Зинда.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М.

Председатель Кабинета Министров

И.КАРИМОВ

Ташкент, 16 июля 2004 года.

* * *

Андрей Кудряшов, Фергана.Ру (Ташкент-Самарканд)

Фото автора