Москва-Ташкент-Самарканд-Бухара: Журналисты московских СМИ открывают для себя Узбекистан как бы заново
В начале июля текущего года Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" организовал поездку журналистов московских изданий в Ташкент, Самарканд и Бухару. Гостями Узбекистана на несколько дней стали журналисты "Новой газеты", "Аргументов и Фактов", "Московского Комсомольца", "Федеральной газеты" и "Ферганы.Ру". Надо отдать должное принимающей стороне: узбекские хозяева, оплатившие газетчикам дорогу и проживание, организовавшие экскурсии и встречи, не ставили никаких условий, не требовали "позитива", а просто подарили журналистам возможность увидеть страну и людей, и разобраться во всем самим.
Сегодня мы публикуем четыре материала, подготовленных по итогам поездки. Со времен богодухновенного написания четырех канонических евангелий фиксация разных взглядов на одно и то же событие позволяет сложить более полную картину о происходящем.
В Ташкенте на улицах продают ковры с портретом Владимира Путина | Исполнительный директор "Форума узбекской культуры" Музаффар Захидов и журналист "АиФ" Дарья Мартынкина в Ташкенте |
Д.Кислов, главный редактор Фергана.Ру
"Однако, времена, - как поет Боб Дилан, - они меняются", - подумал я, собираясь в Ташкент. Наконец-то общение узбекских властей с представителями независимых СМИ станет более тесным. Может быть, эта поездка окажется первым шагом навстречу открытому разговору о проблемах и достижениях, зачастую общих для двух стран?..
Как выяснилось наступившей весной, общего у России и Узбекистана гораздо больше, чем, к примеру, у каждой из этих стран в отдельности - с США. Узбеки по инерции любят ВАЗовские машины и конфеты фабрики "Красный Октябрь". Россия, в свою очередь, катается на корейско-узбекских "Нексиях" и до сих пор испытывает как геополитические "фантомные боли", так и простую человеческую ревность к туристам из "дальнего зарубежья", уверенно осваивающим такую "нашу", ранее вполне доступную и по-советски близкую старину Самарканда и Бухары...
Если новость о сближении России и Узбекистана прошла мимо ушей среднестатистического москвича, то в Ташкенте о подписании главами двух стран стратегического Договора говорят на улицах, а на "дружбу с Путиным" возлагают большие надежды. Ковров с портретами узбекского президента в Узбекистане не увидишь (культ личности Ислама Каримова развит не сильно), а вот ковер с изображением Владимира Владимировича Путина висит в самом центре узбекской столицы...
Муниципальные дворники в Москве - граждане Узбекистана | Кашкадарьинец Искандер Чориев в Москве работает дворником | Уткир из Самарканда весной и летом торгует узбекской клубникой в Чертаново |
За годы, прошедшие после распада СССР, в России успело вырасти как минимум одно поколение людей, в Средней Азии не бывавших, и об истории и культуре этих мест не слышавших. Даже журналисты солидных московских газет иногда путают столицы стран-соседей, не замечая большой разницы между Ашхабадом и Астаной.
Газетный киоск в центре узбекской столицы, в свою очередь, пока не потрясает палитрой российских печатных изданий. Несмотря на афишируемое в высших кругах оживление российско-узбекского сотрудничества, московские газеты в Ташкенте представлены лишь "Трудом" и "Аргументами и фактами". Причем, "Труд" выходит в местной версии, из которой удалены "острые" оригинальные материалы, а на их месте красуются идеологически выверенные статьи о "национальных ценностях" и "великом будущем" страны. На лотках частных торговцев можно встретить недельной давности "Коммерсант" и даже "Независимую газету", но подписаться на эти издания частное лицо не в состоянии из-за дороговизны.
А пока дети уличных торговцев в Самарканде и Бухаре осваивают язык туристов - потенциальных покупателей кустарного творчества и предметов народного искусства. Туристов в Узбекистане пока больше из «дальнего зарубежья», чем из России. В Бухаре нас познакомили с девочкой-таджичкой, уверенно встречающей иностранцев на одиннадцати (!) языках народов мира. Десятилетняя Олтиной (имя девочки переводится как "Золотая луна") демонстрирует свой французский, потом английский, испанский и турецкий. Рассказывают, что Олтиной не взяла денег, предложенных президентом Финляндии Марти Ахтисаари, и одернула его по-фински: иди в мою лавку и купи у меня что-нибудь, раз такой богаты, а просто так я денег не беру! Хотя лавки у нее никакой нет, а есть разложенные прямо на тротуаре в средневековом квартале Бухары керамика, ткани, сувениры...
Очень красивых девушек в Ташкенте по-прежнему много!.. | Переход письменности на латиницу почти завершен. Но Пушкина в Ташкенте помнят и чтут | Сергей Мазаев: "Русский, узбек - братья навек!" |
Жители Ташкента сегодня уверены, что любые процессы сближения на самых разных уровнях (от базаров до саммитов) пойдут на пользу каждой из стран. А московские журналисты намерены и впредь не оставлять своего интереса к Узбекистану, далекому и независимому, но до сих пор такому близкому и "своему".
Порукой тому - готовность посольства Узбекистана и Фонда "Форум культуры и искусства Узбекистана" всячески содействовать информационной открытости своей страны и взаимовыгодному сотрудничеству двух народов.
Сергей Мазаев склонил голову перед ташкентскими девушками | Катю Лель публика чуть не растерзала... | Меры безопасности на концерте российской эстрады были приняты серьезные |
Орхан Джемаль
Новая газета, N 53, 26.07.2004, с. 18
Катя Лель крепит российско-узбекские отношения
Российским журналистам выезжать в Узбекистан приходится в основном из-за нарушений прав человека, терактов и прочих печальных вещей, хотя в Узбекистане есть и масса приятного, но такова уж специфика журналистики. Мне выпал редкий случай съездить в Ташкент на концерт российских звезд и звездочек. Всех их можно без особых хлопот послушать в родных пенатах, но интересно было увидеть свою эстраду в чужом интерьере.
Приглашением журналистов в некогда братскую республику занимался узбекский МИД. Выступление зарубежных артистов в Узбекистане - дело государственной важности. Сначала в Самарканде "сверили часы" президенты Ислам Каримов и Владимир Путин. Потом "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" пообещали вложить по миллиарду долларов в узбекское месторождение Шахпахты. И только затем дело дошло до Меладзе, Кати Лель и Сергея Мазаева.
Ташкент в день приезда российских музыкантов был жарким, ветреным и очень чистым. Из окна пятизвездочного отеля видны деревянные хибары и дворы с мокрым бельем на веревках.
В центре Ташкента, возле ЦУМа, портрет президента ... Путина. Глава РФ глядел на прохожих с огромного ковра, и любой желающий мог приобрести Владимира Владимировича.
Конечно, в столице Узбекистана ожидаешь увидеть скорее Каримова, но в числе его недостатков культа личности нет. В последнее время даже плакаты с его цитатой: "Узбекистан - страна с великим будущим" исчезли с улиц. Зная традиции восточного чинопочитания, понимаешь, что такая скромность - результат личного распоряжения.
Концертный зал был окружен многочисленными кордонами местных ментов - все, как и на московских концертах. Но между узбекскими ментами и нашими есть большая разница. Если подойти к нашему и спросить: "Здравствуйте, как пройти в зал?", то в 8 случаях из 10 в ответ услышишь: "Приготовьте ваши документы". Узбекский мент на "Салам алейкум, как пройти?.." протягивает руку для рукопожатия. С непривычки теряешься и думаешь, что тебя с кем-то перепутали.
Начало концерта навевало ностальгические воспоминания. Те, кому за 30, хорошо помнят эту манеру. Торжественный конферанс на два голоса (мужской и женский: мужской по-узбекски, женский по-русски), оба конферансье понимают, что занимаются политикой, и потому долго говорят про дружбу народов. Они представляют не артиста с баритоном или контральто, а иную державу.
Конферансье отговорили - и на сцене показалась Россия. Россия была брита наголо, со слегка похмельным выражением лица, и звали Россию - Сергей Мазаев. Мазаев, оказалось, тоже не лишен дипломатических навыков, он подготовился - выучил, как по-узбекски будет название его группы "Моральный кодекс".
Несмотря на похмельное лицо, Мазаев пел долго и с драйвом. В Москве он давно уже так не поет. А вот публика встретила Мазаева не то что холодно, а так, будто он вышел разогреть молодежь для Кати Лель. Кое-кто ему подпевал, где-то на задворках зала пританцовывали, маленькие узбекские девочки дарили рокеру дежурные гладиолусы. А вот на вышедшую следом Лель реагировали иначе. Услышав "муси-пуси", российские журналисты потянулись к выходу, но рев в зале заставил на время вернуться. Лель быстро погребли под цветочным холмом. Она просто купалась в обожании, какого на родине ей и не увидеть.
Между прочим, даже у рядовых узбеков нет и тени сомнения, что российский концерт - продолжение удачно складывающихся отношений президентов. Как только говоришь, что приехал сюда послушать родную эстраду, собеседник кивает и заявляет: "Да, президент у вас - отличный мужик. Хорошо, что они с Каримовым понимают друг друга".
Ну что ж, культура, наверное, тоже может быть продолжением дипломатии. В СССР это было именно так. Сначала троекратное лобызание Брежнева, потом "Березка", гастроли Большого. Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" пошел именно по этому пути и поначалу закрепил дружбу наших президентов гастролями Елены Образцовой и Зураба Соткилавы. Но, видимо, было решено, что на следующем этапе ее укрепления лучшего "посла российской культуры", чем Катя Лель, не придумать.
УЗБЕКИСТАН, КОТОРЫЙ МЫ НЕ ТЕРЯЛИ
Елена Короткова, Москва-Ташкент-Самарканд-Бухара
Московский комсомолец, 26.07.2004, с. 7
Российские артисты устроили в Ташкенте бум
Горячий воздух, дымный аромат плова, кусты роз вдоль тротуара, искры солнца в струях фонтанов... Ну, здравствуй, Ташкент - город хлебный. Сто лет не виделись. Если быть точнее - всего десять. Что по нашим скоротечным временам - почти вечность. Казалось, Узбекистан основательно замкнулся в своей независимости и уже никогда не посмотрит в нашу сторону. Знакомые из Ташкента все реже приезжали в Россию. Знакомые из Москвы перестали мотаться в Узбекистан как к себе домой. И что происходит в такой близкой прежде стране - поди догадайся. Информация поступала лишь официальная: а это - политические сводки, по которым картинку не нарисуешь. Вот и казалось, что вся Средняя Азия поголовно уже ходит в парандже и ест плов руками. Что россиянам туда дорога "заказана"... Кто же знал, что по улицам Ташкента разгуливают девушки в розовых джинсах, на местном радио Верку Сердючку и "О-zone" крутят чаще, чем национальные группы. А плов вообще готовят лишь по четвергам...
Думаю, для Сергея Мазаева, Кати Лель и Валерия Меладзе, прибывших в Ташкент в начале июля после десятилетнего отсутствия российских "поп-звезд" на здешних площадках, тоже стал сюрпризом тот ажиотаж, который они создали...
Песня города берет
Такого Ташкент не видел почти десять лет. Самый шикарный в Узбекистане зал - Дом дружбы народов - ломился от народа. У кордонов толпился молодняк, не сумевший прорваться "на российскую эстраду". Они не бросались к проходящим с вопросами "Нет ли лишнего билетика?" Понимали, что вопрос - глуп. Лишних - быть не могло. Просто провожали завистливым взглядом счастливчиков...
Когда на сцену, помахивая бейсболкой, стильной походочкой вышел Сергей Мазаев, зал загудел. Вот уж не думала, что в Узбекистане так трепетно относятся к творчеству "Морального кодекса"... Однако песни знали. Знакомые аккорды встречали дружными воплями "а-а-а-а" и овациями. Пробовали даже подпевать.
Катя Лель пошла еще дальше. Она просто временами переставала петь, а зал за нее дружно скандировал "муси-пуси-пуси-муси...". В перерывах между песнями к "нашей Катюше" длинной вереницей тянулись дети с гладиолусами. Так когда-то пионеры приветствовали участников съезда... Когда цветы заняли большую часть сценической площадки, существенно ограничив ареал обитания подтанцовки, Лель с восторгом выдохнула: "Боже, у меня, что ли, день рождения?!" После чего совершила поступок, который личная охрана ей, наверное, не может простить до сих пор. Катя легко соскочила в зал и пошла в народ. А народ пошел к Кате. Через несколько секунд вокруг нее клубилась человеческая воронка. У оплошавших бодигардов был написан неподдельный ужас на лице. Они уже представляли, как растерзанная Катя летит в одну сторону, Лель - в другую. Но все обошлось: зацелованная и обласканная певица вернулась на сцену и продолжила концерт с еще большим вдохновением.
Валерий Меладзе довел зал до окончательной точки кипения. Единственное, чего ему не могли простить, - что он прибыл в Ташкент без трех "Виа"-граций.
И здесь наконец раскрою тайну. Триумф российской эстрады в Ташкенте был бы невозможен, если бы в начале марта в Москве не появился негосударственный общественный фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана". Президенты наших двух стран еще только присматривались друг к другу. Еще впереди была историческая встреча глав в Самарканде, продлившаяся три часа вместо полутора запланированных, после которой было торжественно подписано Соглашение о стратегическом партнерстве. А в Москве уже собрались единомышленники, которые решили, что с "информационной блокадой" пора кончать. Слишком долго мы не знали, что происходит у соседей. Начать, естественно, решили с культуры. Потому что политика - удел избранных, а культура - это то, что касается всех. Узбекский кинорежиссер Малик Каюмов, космонавт Владимир Джанибеков, певица Елена Образцова, доктор политических наук Гульнара Каримова, актеры Александр Абдулов и Леонид Броневой и многие-многие другие взялись возрождать былые связи. Первой акцией стал концерт оперных звезд в Ташкенте. Потом в столицу Узбекистана привезли российские книги для пополнения узбекских библиотек. А в Москву - выставку узбекских художников. А в начале июля в аэропорту Ташкента приземлился авиалайнер с российским поп-десантом. Город загодя был обклеен огромными плакатами. За красочными билетами с фотографиями Лель, Меладзе и Ингрид среди местной молодежи была устроена настоящая охота. Счастливцы сидели в зале в красных бархатных креслах. Те, кому поймать билетик не посчастливилось, болтали пятками в фонтанах за стеной. И ловили звуки музыки и оваций...
А пока ташкентские зрители и российские звезды наслаждались взаимным общением в Доме дружбы народов, группа журналистов направилась в глубь страны с адекватной целью - приобщиться к культуре и истории Узбекистана.
Потомственные мастера доносят до наших дней секреты кузнечного дела | Оружейник и его лавка | Здесь, в Бухаре, снимался узбекский культовый фильм 60-х - "Влюбленные" |
Там, где рождаются правители
Самарканд - это узбекский Санкт-Петербург. Город, в котором родился президент, который он любит трепетной сыновней любовью. В который привозит самых дорогих гостей. В общем - вторая столица. Не удивительно, что трасса Ташкент-Самарканд "вылизана" до блеска. Особо впечатляют широкие клумбы на разделительной полосе. По дороге в столицу номер два я заметила одну явную перемену. Куда-то подевался символ Средней Азии - задумчивый ишачок с глазами мечтателя и челкой хиппи. "Гужевую тягу" заменили "Дэу" местного производства. Особенно популярны маленькие квадратные мини-басы под названием "буханка". Эти разноцветные "жучки" шустро раскатывают по городским и сельским дорогам. Они заменили такси, автобусы, джипы и даже... ишаков. Но теплится надежда, что, может быть, где-нибудь в горах или в песках Кызылкумов еще остались эти романтичные ушастые создания.
Впрочем, и без осликов Самарканд остается одним из самых колоритных мест в мире. Город правителей как-никак.
- А вот это - школа, где учился Каримов, - водитель жестом экскурсовода указывает на стандартное желтое здание, примечательное разве что забором - ограда из кованых высоких прутьев выглядит слишком солидно для среднего учебного заведения.
Сквер на Университетском проспекте с двух сторон "увенчан" скульптурами великих. С одной стороны восседает Амир-Тимур, он же воитель Тамерлан, с другой - его внук, астроном Улугбек. Тимур подарил Самарканду мечеть Биби-Ханым и комплекс Регистан, Улугбек - известную на весь мир обсерваторию. Каримов начал строить здесь современные гостиницы "хай-класса": тонированные фасады, каскады фонтанов, мраморные лестницы..
Отели отстроены в ожидании наплыва туристов. Пока же путешественников в городе немного. В самом экзотическом месте - мавзолее Шахи-Зинда - попалась лишь одна группка любопытных немцев. И это в разгар сезона...
Впрочем, есть в Самарканде парочка мест, ради которых едут паломники издалека. "Высокие гости" любят посещать не очень известное место - часовню, где захоронены мощи святого Даниила. Даниил, он же Данияр, - символ "интернационального" святого. Говорят, останки Даниила когда-то доставил в Самарканд сам Тамерлан. Легенда гласит, что великий завоеватель, захвативший множество стран и народов, никак не мог взять один небольшой городок. И тогда имамы открыли ему секрет: в главном соборе лежат мощи святого Даниила, они и охраняют город. Но если Тимур проберется в собор и поклонится мощам, то Даниил может смилостивиться... Тимур так и сделал. На следующий день городок пополнил коллекцию его завоеваний. Восточный правитель так уверовал в силу святого, что велел перевезти его мощи в свою столицу - Самарканд. Могила святого выглядит причудливо - длиной она метров десять, не меньше. Так хитроумный Тамерлан решил уберечь мощи: вдруг найдется такой же умник, как он сам, выкопает реликвию и отвезет к себе в страну. А тут - пойди отыщи ту самую точку, где они на самом деле захоронены...
Легенда гласит, что, как только останки были захоронены, рядом с местом упокоения "открылся" источник. Причем родник пробился над руслом реки, чего в принципе быть не должно. Выпьешь стаканчик такой воды, и все желания сбудутся. Рассказывают, что миссис Ширак выпила целых два стаканчика... А на деревце, что растет рядом с могилой, принято повязывать ленточки. Святой Даниил исполнит все мечты. Не знаю, что просил патриарх Алексий II у святого, но его ленточка на дереве повязана.
Есть в Самарканде и еще одно чудо: единственная во всем Узбекистане негосударственная телекомпания "Самарканд-СТВ". Здание - новенькое, аппаратура - современная. Глаза у создателей горят. Аж завидно. Они с восторгом рассказывают о том, что в России уже опробовано-понадкусано и брошено: о прямых эфирах, ток-шоу на социально значимые темы, интерактивных опросах. "Вам не мешают работать?" - невежливо перебиваю директора компании. "Нет, мы работаем спокойно" - отвечают сразу. "А на что существуете?" - любопытствует мой российский коллега-журналист. Ушлые они, эти российские журналюги. "Спонсоры помогают и реклама" - ответ стандартный. Но понятный: среди соучредителей есть люди из руководства города и местного бизнеса. Канал такого масштаба, вещающий на трех языках - узбекском, русском и таджикском, - визитная карточка города. Поддерживать его престижно. Компания со своей стороны делает все, чтобы помочь городу. Например, делает ток-шоу на самые острые социальные темы, проводя интерактивный опрос. Люди высказываются в эфире, и им кажется, что проблем становится меньше. Хотя и тут все не просто. "Как-то делали передачу о роли женщины в обществе, - рассказывает Альфия, телеведущая, звезда местного канала. - Женщины в эфире сцепились. Одни говорят, что пеленки-кастрюли - не предел мечтаний, женщина должна делать карьеру. Интерактивный опрос тоже вначале показал, что женщины рвутся к активной жизни. А потом, наверное, мужья к процессу подключились, устроили нагоняй своим супругам... И в конце ток-шоу опрос показал, что большинство жительниц Самарканда за то, чтобы заниматься домашним хозяйством. "Все-таки мы - восточная страна", - смеется Альфия.
Чугунный орел из бухарского царства
Да простят меня жители Ташкента, все же он - не совсем восточный город. Алайский базар да мечети - вот и все "родовые" признаки. А в остальном город скорее европейский. Оно и понятно. После страшного землетрясения 66-го года отстраивали его всем Союзом. Есть кварталы, построенные ленинградскими строителями, есть - московские, новосибирские, киевские, ереванские...
Другое дело - Бухара. Такое впечатление, что Насреддин появится с минуты на минуту. Узенькие улицы, высокие дувалы. И купола, купола, купола... ЮНЕСКО обратилось к властям Бухары с просьбой не сносить уникальный старый город, в улочки которого мечети и медресе вправлены, как камни в оправу. Да здесь этого делать и не собираются. Кто ж рубит сук, на котором сидит. Чтобы взглянуть на средневековое великолепие Бухары, люди съезжаются со всего мира.
"А вот она говорит на одиннадцати языках" - экскурсовод поймала за руку маленькую черноволосую девчушку лет девяти, крутившуюся возле туристов. "Ну да, конечно..." - подумали мы, взглянув на глазастую "Гюльчатай" в ситцевом платье. "А скажи нам что-нибудь по-французски", - начали мы "экзамен". Девчушка с классическим французским прононсом выдала фразу про красивую Бухару. Затем рассказала о медресе на английском, затем пролопотала что-то по-итальянски. И добила финской фразой. Восторженные туристы сразу полезли за кошельками. Но девчушка сморщила нос: "Убери деньги...". Потом добавила: "Приезжал к нам как-то финский президент, тоже хотел мне денег дать. А я ему говорю: у меня - свой бизнес. Если такой богатый, купи в моем магазине себе сувенир". Магазин оказался за углом - прямо на обочине улицы на ковре были выставлены ляганы, пиалы и чайники редкой красоты. Торговалась девчонка умело, но цену не сбавляла. И периодически сбивалась на английский. Так и щебетала: полфразы по-русски, пол - на иностранном. А потом и вовсе перешла на english. Видно, все же он для нее привычней. Увы, русских туристов в Бухаре практически нет. Есть пакистанцы, индийцы, японцы, немцы, голландцы... Мы же осваиваем Стамбул и Каир, не догадываясь, что истинный Восток гораздо ближе.
Под "куполом ювелиров" бойкий рыжий "купец" торговал восточными специями. Он не продавал, а "чудодействовал" - растирал травы в ладонях, ловким движением черпал мудреные пряности из больших мешков маленькими стаканчиками и подносил к нашему носу жестами заправского дегустатора. "По секрету" раскрыл рецепт лечебного чая из двенадцати трав и специй. В результате этого лингво-арома-гипноза мы отвалили от прилавка с сумками, набитыми специями, и полупустыми кошельками. Вот это и называется - восточный базар. Дальше было проще: глаза разбегались, но средства уже были ограничены. В маленьких магазинчиках, запрятанных в арках старого города, можно наткнуться на такие богатства... Ковры ручной работы, расшитые скатерти, огромные медные кувшины и серебряные лампады. Особо приглянулась паранджа - та самая, в которой женщины Востока ходили веками. И которая теперь украшает текстильный салон в качестве сувенира. Выяснилось много интересного. Например, что у паранджи есть... рукава. Если они болтаются сзади свободно - девушка не замужем. Если связаны узлом - женщина явно семейная. Логично...
Мастерская кузнеца Камалова находится как раз посередине этого торгового рая. Когда уже нет сил смотреть по сторонам, вдруг натыкаешься взглядом на огромную черную птицу, острием клюва зацепившуюся за какой-то штырь. Стальной орел парит, распластав тяжелые крылья. Нет никаких веревок или лесок. Он держится только на своем крючковатом клюве... Эта чудо-птица - изобретение семейства Камаловых, кузнецов в восьмом поколении. Внутри мастерской - мини-музей. Здесь выставлены кетмени и кинжалы, которые когда-то ковали прапрадеды Камаловы, серпы и косы, которые делал дед Камалов для советских дехкан. В отдельной комнате - те самые чудо-птицы. Разной величины - от малюсенького почти воробья до орла чуть ли не в натуральную величину. Но все они - парят. Кузнец Камалов берет небольшую птичку и сажает клювом мне на палец. Я начинаю махать рукой в разные стороны, но птаха цепко держится: покачивая крыльями, она "выбирает верный курс", находит равновесие и... парит. "Как вы их делаете?" - задаем мы вопрос, приготовившись выслушать рассказ об особом кузнечном даре и наитии. "Здесь нужен строгий математический расчет: угол крыльев, вес, пропорции. Чуть ошибся - и орел падает", - опускает нас на землю кузнец Камалов. Как все просто и загадочно в этой восточной Бухаре.
Напоследок
"Вы - из России", - не спросила, а утвердительно сообщила женщина средних лет, вошедшая со мной в лифт бухарского отеля. "Ну да... А на мне это написано?" - удивилась я. Одета я была вполне прилично - в длинной юбке, никакого глумления над восточными нравами... "Нет, мы просто знали, что приедут россияне. Мы ждали..." - "А что, в такой огромной гостинице мы одни из России?" - "Да. К нам почему-то ездят больше иностранцы". Значит, мы еще - не иностранцы. Потому что у нас - общая память. Я помню Узбекистан, каким он был двадцать лет назад. Шумный, интернациональный, с пыльными советскими дорогами, деревянными чайханами, бахчевыми развалами, музыкой из индийских фильмов, звучащей отовсюду... Помню его десятилетней давности: поникший от перестроечного кризиса, с притихшими фонтанами и дефицитом ваты в хлопковую страду. Сейчас он другой - оживший, оклемавшийся, живущий по своим законам. Уже не совсем знакомый. Но еще не потерянный...
УЗБЕКСКО-РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Автор не указан
Аргументы и Факты (Москва), 21.07.2004, с. 21
Катя Лель, Валерий Меладзе и группа "Моральный кодекс" представляли российскую сторону на фестивале поп-музыки, который прошел в Ташкенте. Зал был полон цветов - это было одинаково приятно и исполнителям, и зрителям: первые удивились повышенному вниманию узбекской публики, вторые особенно не потратились на подарки звездным любимцам (ведь цветы в Ташкенте очень недорогие). Этот концерт был лишь частью программы, проводимой фондом "Форум культуры и искусства Узбекистана". Волна российской культуры захлестнула Узбекистан, где кроме фестиваля поп-музыки прошел концерт звезд российской и узбекской оперы с участием Елены Образцовой, Зураба Соткилавы и Исмаила Джалилова. Очередь за Москвой, где пройдут ответные мероприятия. Посетители выставок, концертов, семинаров, "круглых столов" и конференций в числе приглашенных смогут заметить Александра Абдулова, Леонида Броневого и многих других известных представителей столичного бомонда - учредителей и членов попечительского совета фонда, цель которого - усилить обмен творческими и научными достижениями между двумя странами.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" был торжественно презентован московской публике 12-го марта 2004 года, в Москве, в Центральном Доме Художника на Крымском Валу.