Группа ветеранов узбекского кино пожаловалась президенту республики на своего директора
В Ташкенте группа из более чем пятнадцати выдающихся узбекских деятелей кино пожаловалась президенту страны Исламу Каримову на состояние дел в национальном кинематографе. Под соответствующим письмом подписались, в частности, такие известные и уважаемые в стране люди, как кинорежиссер, Народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии, профессор, кавалер ордена "Эл юрт хурмати" Шухрат Аббасов (фильмы "Ты не сирота", "Ташкент - город хлебный", "Об этом говорит вся махалля"...), кинорежиссер, Народный артист республики Равиль Батыров ("Яблоки 41-го года", "В 26-го не стрелять"...), киновед, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Джура Тешабаев, лауреат Государственной премии и сценарист фильмов "Прощай, зелень лета!", "Шок", "В стремнине бешеной реки" Джасур Исхаков, а также еще 12 киноработников различных профессий: Садриддин Зиямухамедов, Абдурахим Исмаилов (оператор-постановщик сериала "Огненные дороги"), Махмуд Туйчиев, Учкун Назаров ("Это было в Коканде"...), Адиба Насырова, Музраб Баймухамедов, Марат Исмаилов, Анвар Якубходжаев, Фархад Мусаджанов, Фарид Давлетшин и Валерий Гусев.
Суть их обращения к президенту, которое было сделано более месяца назад, сводилось к жалобе на нынешнего директора Национального Агентства "Узбеккино" Мурада Мухаммад Доста. В частности, в обращении к президенту сказано следующее:
"Ваш Указ "О совершенствовании управления в сфере кинематографии" и Постановление Кабинета Министров "Об организации деятельности НА "Узбеккино" явились для деятелей кино мощным стимулирующим фактором. Создание в год 15-ти художественных, более 20 документальных, 10 мультипликационных, 60 часовых видеофильмов, обновление кинотехнологического оборудования, - задача, которую вы поставили перед нами, поистине грандиозна. И она посильна для большого отряда узбекских кинематографистов. С выходом этого Постановления возродились мечты о создании заветных проектов, родились новые планы.
Но прошло более полугода... И нами все больше и больше овладевает чувство тревоги и озабоченности. Великая задача, которую Вы поставили, находится, к сожалению, под реальной угрозой срыва. Речь идет о директоре НА "Узбеккино". На наш взгляд, этот человек страдает манией величия. Он убежден, что обладает "истиной в последней инстанции", что кроме него никто не разбирается в кинематографе, навязывает свои вкусы и пристрастия. Попасть на прием к М.Досту для решения неотложных вопросов, предложений, проектов, невозможно. Он оградил себя настоящей охраной, состоящей из помощников и секретарей. Месяцами он может не смотреть сдаваемые киностудиями фильмы. Он практически не бывает на киностудиях, находящихся сейчас в плачевном состоянии. Аппаратура, на которой снимают кино, выработала все сроки. На главной студии - "Узбекфильм", не работают большинство цехов, повсюду царят запустение, развал. Регулярно не запускаются фильмы.
М.Дост окружил себя своими друзьями детства, одноклассниками или коллегами, с которыми он работал в прошлом. Большинство из этих "кинодеятелей" никогда не работали в кино. Непрофессионализм - основная беда. Человек никогда не согласится, чтобы его оперировал непрофессионал... За плечами "драматурга" М.Доста всего один фильм, и то неудачный. А сейчас по его сценариям, под псевдонимом или в соавторстве, снимаются фильмы. Пишет сценарий главный редактор, не имеющий опыта в этой работе...
Ситуация в кино в настоящее время стоит на грани кризиса. Киностудия "Узбекфильм" с трудом выпускает несколько фильмов, и они заставляют желать лучшего. Студия документальных фильмов в ближайшее время не сможет выпускать продукцию, так как практически все камеры находятся в аварийном состоянии. Не хватает профессиональных сценаристов, операторов и др...
М.Дост, вместо того, чтобы крепить, постоянно меняет состав Художественного совета по своему усмотрению и личной привязанности, изгоняет неугодных ему людей, имеющих собственное мнение. Художественный совет собирается только для проформы и не решает никаких насущных творческих проблем...
Мировая практика кино показывает, что для того чтобы снять 15 фильмов, в сценарном портфеле должно быть не менее 45-ти готовых сценариев. Должны быть привлечены профессиональные сценаристы, режиссеры, операторы, художники, администраторы, строители декораций, гримеры. К сожалению, эта работа не ведется.
Прекращен выпуск журнала "Кино", газеты "Новости экрана", в которых содержалась информация о новых узбекских и зарубежных фильмах.
Закрыт детский юмористический киножурнал "Зумраша", уникальный на всем пространстве СНГ. Этот киножурнал был обращен к детям и юношеству.
Прекращено финансирование студий "Ватан", "Инсон", "Достон", которыми руководили опытные кинематографисты. Практически, эти студии выведены их структуры "Узбеккино".
Большинство кинотеатров распродано. Разрушена система проката. Все функции этой важной структуры М.Дост перенес в Агентство. За три последних года прокату не выделили на одной копии новых фильмов. Не работает зона отдыха в Сиджаке, в Доме творчества в Дурмене не встретишь работника кино.
Ежегодный кинофестиваль, проводившийся в прошлые годы, отменен, видимо, потому, что нечего показывать зрителям... И в этой ситуации уместно ли приобретение М.Достом в первую очередь четырех дорогостоящих автомобилей?
О каком поощрении и поддержке киностудий и предприятий разных форм собственности можно говорить, если только за ознакомление со сценарием частным киностудиям надо платить 300000 сумов, а за ГРПУ, разрешительное удостоверение - 250000 сумов? Интересно узнать, куда уходят эти деньги? В базовом кинотеатре им. Навои, вырученные деньги разделяются таким образом: 70% Агентству, и 30% создателям фильма. Это - грабительское соотношение и вряд ли после такого "дележа" реальные спонсоры и инвесторы займутся кино.
Как тратятся выделяемые деньги на кино, никто не знает. Полновластный, единоличный хозяин, - М.Дост. Он ни разу не отчитался о том, каким образом тратятся бюджетные средства...
При запуске фильмов не учитывается индексация. К примеру, на фильм выделяется 150 миллионов сумов, как и два-три года назад. Но реальная стоимость фильма сегодня - 190 - 200 миллионов сумов. Куда уходят 40-50миллионов сумов с каждой запущенной картины, неизвестно...
Но кроме бюджетных денег этот человек отнимает средства, которые ему не принадлежат. Речь идет о дивидендах, поступающих из Конфедерации Союзов кино СНГ. Эти средства должны были бы поддержать ветеранов, молодых кинематографистов, хотя бы частично обновить съемочную технику. Однако, М.Дост лично распоряжается этими деньгами. Эта сумма выражается в 124000 долларов (в год. - Прим. редакции ИА "Фергана.Ру").
Являясь директором Национального Агентства "Узбеккино", М.Дост одновременно занимает пост Председателя Объединения творческих работников кино. Он систематически нарушает Устав этой организации, игнорирует ее права и обязанности. Не собирается Правление, не созывается конференции и собрания по итогам года, практически отменены кинематографистов и творческой интеллигенции. Не ведется работа с творческой молодежью, и неизвестно, к то будет снимать кино в ближайшее время. Один за другим покидают Узбекистан профессиональные кинематографисты. Среди них есть и талантливые режиссеры, которые заявили о себе в последние три года...
В своих высказываниях М.Дост часто вспоминает о своей работе с Вами, бравирует этим, пытается напугать, задавить собеседника. К примеру, Мурад Мухаммад Дост, страдая гипертрофированным самомнением, часто повторяет мысль, что именно он добился принятия Постановления о кино. Что если бы не он, документ не был бы подписан..."
Таковы основные тезисы обращения к президенту Узбекистана. По мнению представителя одной из частных киностудий, также подписавшегося под этим обращением, режиссера Фарида Давлетшина, директор НА "Узбеккино" в не меньшей степени вредит и частному кино.
- Фильмы частных киностудий, выпущенные на свои деньги, пользуются огромным успехом у населения - порой билет достать не возможно. Это является результатом того, что частные продюсеры привлекают к работе над своими фильмами самых талантливых режиссеров, которых М. Мухаммад Дост почему-то игнорирует, - рассказал корреспонденту ИА "Фергана.Ру" Давлетшин. - А ввиду бездействия художественного совета большинство подобных фильмов на экраны не допускаются. К примеру, сейчас у директора лежит сценарий моего новогоднего уже готового фильма, и вопрос с его прокатом все никак не решится.
Между тем, на днях на имя Шухрата Аббасова пришел ответ, подписанный тремя приближенными персонами к руководителю республики: главным консультантом аппарата президента Узбекистана Б.Шодиевым, ведущим специалистом Кабинета Министров РУз Р.Кучкоровым и заместителем начальника одного из отделов Министерства финансов РУз Б.Исломовым. Причем, по мнению киноработников, их обращение до президента не дошло, потому что присланный ответ на 8 страницах (!) машинописного текста является "не более чем отпиской". Об этом авторами обращения было заявлено журналистам на прошедшем накануне в Доме кино круглом столе.
- Кому нужен этот эпистолярный жанр: мы собрались, написали о том, что нас тревожит, получили отписку! И при этом ни один живой человек из правительства с нами встретиться не пожелал! - заявил Шухрат Аббасов. Затем режиссер прокомментировал некоторые положения ответа:
- Мы жалуемся, что фестиваль национального кино в Бухаре давно уже не проводится. Нам на это пишут, мол, регулярно проводятся Дни кино, премьеры новых фильмов. Но извините, Дни кино всегда были и отнюдь не перечеркивали наш фестиваль. То есть, конкретного ответа на поставленный вопрос о фестивале мы не получили. И также по ряду пунктов. То есть, из их ответа следует, что у нас наблюдается "фантастический взлет в кино". Зато в конце своего письма его авторы самим же себе начинают противоречить. Они пишут, что до сих пор "в нашем кино не выведен образ национального героя, и оно не достигает должного уровня. Ни один фильма не отражает тех крупнейших перемен, которые за годы независимости произошли в республике". Вот на этой теме, по их мнению, мы в своем обращении должны были сделать акцент. Но разве не об этом же мы написали?!"
- Они пишут о том, что и я, и Аббасов являемся членами худсовета и способны решать судьбу многих фильмов, - продолжил комментарии на тему "отписок" Жура Тешабаев. - Но это откровенная ложь: я, как и Шухрата-ака уже два года, как исключены из худсовета - за то, что говорили правду".
При подведении итогов круглого стола Равилем Батыровым было предложено написать еще одно письмо в аппарат президента, в котором последовательно изложить обо всех отписках в ответе на первое обращение. Однако, приведет ли этот очередной ход к каким-либо положительным изменениям в узбекском кино, осталось неясным. Тем более, что за месяц, прошедший со дня написания первого письма, из названия должности Мурада Мухаммада Доста исчезла аббревиатура "и.о." (исполняющий обязанности).
Проинформированный заранее о круглом столе директор "Узбекино" на него не явился, равно как и отказался прокомментировать корреспонденту ИА "Фергана.Ру" по телефону обращение режиссеров к президенту. По словам одного из заместителей Мурада Мухаммад Доста Туйчи Ахмедова, "у директора к концу года скопилось много работы, и у него нет времени". От себя же Ахмедов добавил, что "эти режиссеры, дай им только повод, всем будут недовольны".
От редакции:
Более полугода назад мы опубликовали открытое письмо режиссера, бывшего директора мультобъединения "Узбекфильма" Назима Туляходжаева. Автор статьи "КРИК ДУШИ или РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЬБЕ УЗБЕКСКОГО КИНЕМАТОГРАФА" также подверг критике деятельность руководителя узбекского национального кинематографа.
Несмотря на всю остроту проблем в кинопроизводстве, связанных с именем М.Мухаммад Доста, эти вопросы никогда не затрагивались в местной прессе. По свидетельствам подчиненных господина М.Доста, последний часто называет себя "личным другом Ислама Каримова". Вероятно, этот факт делает главу НА "Узбеккино" практически недосягаемым для критики в средствах массовой информации Узбекистана.
На снимках: узбекские кинодеятели во время круглого стола. Фото автора