В поисках утраченного времени: российско-казахстанское двоевластие на Байконуре приводит к абсурду
"Байконур" - слово, известное всем, овеянное ореолом космической романтики. Но мало кто знает, что в этом городе нарушаются все виды конституционных прав человека, и в особенности это касается граждан Казахстана.
Для тех, кто никак не может разобраться в административно-территориальной принадлежности Байконура, процитирую межгосударственный российско-казахстанский договор Аренды Космодрома:
"Город Ленинск (Байконур) - административно-территориальная единица республики Казахстан, функционирующая в условиях аренды."
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно достаточно полноценно осветить все проблемы связанные с нарушением конституционных прав граждан Казахстана в условиях аренды космодрома. Поэтому мы подробно остановимся только на примерах, связанных с правоохранительной системой.
До 1998 года правосудие на Байконуре осуществлялось по принципу гражданства, а именно: гражданин Российской Федерации привлекался к уголовной ответственности по российским законам, а казахстанец по законам Республики Казахстан. Однако все кардинально изменилось после подписания межправительственного Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур", которое полностью противоречит договору Аренды.
Из упомянутого Соглашения следует, что юрисдикция России осуществляется как в отношении российских граждан, так и граждан других государств (кстати, на Байконуре работают американцы, итальянцы, немцы и т.д.), в том числе Казахстана.
Нормы Соглашения выводят граждан Казахстана из-под юрисдикции государственной власти Казахстана, в связи с чем на них не распространяются конституционные гарантии прав и свобод, и, следовательно, не может быть задействован механизм их защиты. В результате создаются условия для неконституционной деятельности на территории Казахстана органов другого государства.
- Международные договора по космодрому, - говорит начальник следственного отдела представительства МВД Республики Казахстан на Байконуре майор Исаев, - привели к тому, что за 8 месяцев 2004 года более восьмидесяти казахстанцев были осуждены военным гарнизонным судом Российской Федерации и часть из них отбывает наказание в России. Граждане РК привлекаются к уголовной ответственности правоохранительными органами РФ по составам преступлений, которых даже нет в Уголовном Кодексе Казахстана, или по которым предусмотрено лишь административное взыскание. Среди них такие, как минимальный ущерб имущественных преступлений, хранение определенного количества наркотических средств и т.д.
У граждан и организаций Казахстана отсутствует возможность подачи исков против правоохранительных органов РФ за незаконные задержания, аресты и приговоры.
Складывается впечатление, что когда разрабатывались международные договоренности по Байконуру, о казахстанцах и их правах просто забыли. Все проблемы, связанные с нарушением прав казахстанцев Конституционный совет Казахстана рассмотрел ещё в 2001 году, и отдельные пункты международных договоров об аренде космодрома признал не соответствующими Конституции Казахстана. Однако, до сего дня постановление Конституционного совета не действует, так как российские чиновники считают законодательные и нормативные положения Казахстана менее приоритетными перед международными договорами.
Простые казахстанцы, живущие на Байконуре, не могут чувствовать себя защищенными. Они - чужие на родной земле, и для них конституция родной страны, увы, - пустой звук...
Сегодня на Байконуре ситуация двоевластия дошла до абсурда - один и тот же город живет одновременно в двух часовых поясах с разницей в один час. Приходится признать, что мэр города господин Мезенцев, мягко выражаясь, не считается с постановлением Кабинета Министров Казахстана. В итоге все российские учреждения и предприятия живут по одному времени, в то время как все казахстанские организации (в том числе школы, банки и т.д) опережают россиян на один час...