ВОКЗАЛ ДЛЯ ДЮЖИНЫ

или Взгляд на полосу отчуждения из Ташкента и Ренна

"ТАШКЕНТ - РЕНН" - так называется узбекско-французский творческий проект, осуществленный республиканским фондом "Соглом авлод учун", посольством Франции в Узбекистане, обществом "Альянс Франсез", ташкентским русским драматическим театром имени М.Горького, мэрией города Ренна (Бретань, Франция) и ассоциацией "Муванс".

Содержание проекта - культурный обмен между нашей страной и Францией. Его непосредственные участники -ташкентский Театр движения Лилии Севастьяновой и реннское Ателье хореографии Натали Сальмон. В июне нынешнего года эти коллективы совместно работали во Франции. А недавно познакомили с результатами обоюдного творчества ташкентских зрителей.

"Вокзал" - так называется хореографический спектакль, показанный ими на сцене театра имени Горького. Два отделения. Две истории, поведанные языком жеста, пластики, танца. Языком музыки (причем фонограмма разноязыких вокзальных объявлений и гомона пассажирской толпы, оказывается, тоже может звучать как тонкая, вдумчивая, вдохновенная мелодия). Две истории, рассказанные в конечном счете языком сердца - единственным на земном шаре языком, не требующим перевода.

Шестеро французских танцовщиц (группа Натали Сальмон) раскрыли тему вокзала как некий разлад евклидовой геометрии, сумятицу бессмысленных перемещений тел в пространстве и времени. Пространство вокзала, выведенное в некое иррациональное измерение, настраивает и героев, и зрителей на поиск выхода обратной дороги. К себе. К душевной гармонии. К близким душам, потерявшимся где-то за полосой отчуждения.

Шестеро ташкентских артистов (группа Лилии Севастьяновой) построили свою работу на щемящей ностальгической ноте, созвучной обстоятельствам нашей недавней (и даже очень близкой) истории, так или иначе пролегающей через бесчисленные вокзалы, ставшие пунктами трагических расставаний.

Смысл танца, в общем-то, словами не передашь. Но стоит, ей-Богу, стоит посмотреть этот трогательный, нежный, чистый спектакль, чтобы все стало ясно без слов.

Трудно определить словами и жанр, в котором работают Лилия Севастьянова и Натали Сальмон. Это совершенно неуловимая драматургия и сценография, в основе которой нет и не может быть сценарной проработки, режиссуры, расписанных ролей. В ее основе тонкое звучание душевных струн, выраженное жестом, пластикой, мимикой, удачно найденным музыкальным "трамплином".

- Когда рождался наш театр, - рассказывает Лилия Севастьянова, - мы понятия не имели, как хотя бы приблизительно обозначить область нашего творчества. Вот почему результаты первых же наших зарубежных гастролей стали неожиданными - прежде всего для нас самих. Оказывается, на Западе этот жанр сегодня очень развит, популярен. Есть и название - данс контемпоран.

Гастроли прошли с успехом. Ташкентцы поначалу стеснялись своей творческой "недообразованности". Но французские коллеги успокоили их: это даже хорошо, что вы пришли к данс контампорен как бы наугад, без подражаний тем или иным авторитетам. Собственные художественные открытия всегда глубже вычитанных или тщательно скопированных. Вот почему творчество наших земляков не затерялось в эстетически "натасканной" Европе, оказалось замеченным, признанным. Вот почему родился этот совместный проект.

И есть основания ожидать в будущем новых, не менее оригинальных и вдохновляющих проектов.

Елена Филимонова
ПрессТИЖ (Ташкент), N48, 1997 г., с. 61.