МОТ насчитала в Узбекистане 93% хлопкоробов-добровольцев
Аналитики МОТ в ходе исследования провели более 11 тысяч интервью с хлопкоробами. Причем только в последние два месяца кампании были опрошены порядка трех тысяч человек. Отмечено, что из-за повышения оплаты труда сборщиков в этом году на поля вышло большее количество мужчин, чем в прошлые годы. По той же причине наблюдалось увеличение числа тех, кто собирал хлопок впервые. Многие жители районов, где не развито хлопководство, приезжали в другие части страны в поиске заработка.
Вместе с тем, некоторые фермеры не уделяли должного внимания условиям работы сборщиков. Питьевая вода была обеспечена в 87% случаев, обед – в 82%, туалет был доступен труженикам поля только на 46% плантаций.
В этом году экспертами МОТ не зафиксировано систематического привлечения к сбору хлопка студентов, учителей и медиков. Однако были выявлены случаи найма сотрудников других учреждений и предприятий, не имеющих отношения к сельскому хозяйству. По данным мониторинга, некоторые представители таких организаций работали добровольно, получая зарплату, суточные и дополнительные подарки. Были и те, кто признался, что участвовал в кампании по принуждению.
Напомним, что в начале сезона правительство Узбекистана впервые предоставило МОТ доступ к базе жалоб граждан по фактам принудительного труда. В этой связи аналитики международной организации посчитали, что в министерство занятости и трудовых отношений республики по телефонам горячей линии и в Telegram-канал поступило 1949 обращений, которые рассматривали 200 инспекторов. Федерация профсоюзов получила 557 жалоб, их исследовали 28 сотрудников юридической клиники. В итоге во время хлопкоуборочной кампании 169 руководителей местных администраций и чиновников были уволены, понижены в должности или оштрафованы за принуждение нарушения прав человека, связанные с принудительным трудом. Однако по данным Минтруда, к ответственности за нарушения, связанные с принудительным трудом во время хлопкоуборочной кампании, было привлечено более 200 руководителей, из них 30% - хокимы и руководящие работники правоохранительных органов.
Независимые правозащитники в этом году зафиксировали ряд случаев принудительного труда, в частности, с участием учителей, работников культуры, призывников, сотрудников органов внутренних дел. Отмечалось, что в отдельных районах для сборщиков не было создано никаких бытовых условий, они спали практически на голом полу и жили в неотапливаемых помещениях без окон.
Согласно предыдущему отчету МОТ, в Узбекистане в 2017 году добровольно собирали хлопок 87% занятых на полях граждан. В документе подчеркивалось, что в этой стране при сборе хлопка детей не эксплуатировали, а проблема принуждения взрослых решается властями на системной основе. Впрочем, некоторые организации и независимые правозащитники подвергли сомнению приведенные в докладе МОТ результаты.
Критике подвергалась и методология исследований, проводимых Международной организацией труда в Узбекистане. Подробнее об этом можно прочитать в материале «Ферганы» «То ли воля, то ли неволя. Почему не стоит доверять отчетам об искоренении принудительного труда в Узбекистане».