Министр образования Киргизии возложила на типографии вину за ошибки в учебниках
«За ошибки в учебниках отвечают печатавшие их типографии. Согласно составленным с ними договорам, они должны были нанять редакторов, корректоров, то есть специалистов, проверяющих тексты. В министерстве такой штат не предусмотрен. Я не могу с карандашом проверять каждый учебник. Мы проверяем только на соответствие содержания стандартам образования», — заявила Кудайбердиева. Она подчеркнула, что министерство планирует подать на типографии в суд.
Ранее министерство объявило, что подаст в суд на издательство «Билим компьютер», которое выпустило первый из учебников, подвергшихся критике — пособие по географии для шестого класса. В издательстве в ответ заявили, что действительно выиграли тендер на печать учебника, но на самом деле все работы выполнял субподрядчик.
Информация о том, что в учебнике географии допущено по три-пять орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок на страницу, появилась в СМИ 12 октября. Журналисты обнаружили в книге словосочетания «географческая наука», «атмосферные давление», «в тетраде по географии», «для изучения учащимися по строению Земли» и многие другие. Впоследствии схожие результаты дал анализ многих других учебников. В частности, выяснилось, что в учебнике естествознания за пятый класс термальные источники названы терминальными, а вкусовые поры — вкусными.
После этого исполнительный директор Ассоциации издателей и книгораспространителей Киргизии Олег Бондаренко заявил, что Министерство образования само создало такую систему, в рамках которой издавать учебники могут только фирмы-однодневки. По словам Бондаренко, ассоциация давно предупреждала чиновников о надвигающемся кризисе, но в ответ ее лишь отстранили от всех официальных мероприятий.
13 ноября ситуацию прокомментировал заведующий лабораторией Киргизской академии образования (КАО) Муратбек Иманкулов. Именно КАО проводит экспертизу учебников на предмет соответствия стандартам. «Я понимаю критику в отношении КАО. Но мы работаем в тех рамках, в которые нас поставило Минобразования, большего мы сделать не можем», — заявил Иманкулов. Также он отметил, что сейчас писать учебники гораздо сложнее, чем в советское время. По словам Иманкулова, сейчас детям доступен интернет, они получают альтернативную информацию из множества источников. А учителю, как полагают в КАО, доступен только учебник, в связи с чем он часто не может ответить на вопросы учеников.