Задержанный в Белоруссии таджикский футболист подал на статус беженца
Сообщается, что на время рассмотрения заявления Турсунова процедура экстрадиции таджикистанца, которого на родине обвиняют в экстремизме, приостанавливается. На изучение ходатайства о предоставлении статуса беженца отводится до 40 дней. Правозащитники, следящие за делом Турсунова, рассчитывают, что, если Белоруссия откажется предоставить ему статус беженца, это смогут сделать другие государства.
Ранее о недопустимости выдачи Турсунова таджикским властям заявили несколько международных правозащитных организаций. «Длительное и жестокое преследование в Таджикистане религиозных верующих приобретает все более абсурдные формы, например, человека могут записать в экстремисты только за ношение бороды. У Белоруссии есть юридическое обязательство не отправлять Турсунова туда, где он может столкнуться с пытками или жестоким обращением, к таким странам относится и Таджикистан. Белоруссия должна соблюдать эти международные обязательства», — отмечал исследователь по Центральной Азии из Human Rights Watch Стив Свердлоу.
Парвиз Турсунов прекратил свою спортивную карьеру в 2011 году, после того как руководство клуба «Хайр» (Вахдат) поставило перед ним ультиматум: либо борода, либо футбол. Спортсмен решил покинуть клуб, заявив, что «футбол — это мирское», а ношение бороды — «один из важных суннатов пророка Мухаммада».
В последующие годы Турсунов вместе с семьей жил в Объединенных Арабских Эмиратах. Затем, после завершения срока регистрации в этой стране, переехал Турцию, а оттуда — на Украину. Бывший футболист намеревался попасть через Белоруссию в Польшу, чтобы попросить политическое убежище, поскольку ему стало известно о том, что он находится в списке разыскиваемых лиц за причастность к запрещенному движению «Салафия».
В сентябре МВД Таджикистана направил в Минск документы на экстрадицию Турсунова. Если они будут удовлетворены, защита бывшего футболиста намерена обжаловать это решение в суде. На родине Турсунова обвиняют по статье «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ему может грозить до пяти лет тюрьмы. Что конкретно совершил футболист, не уточняется.