Президент Туркменистана признал необходимость реформ в сельском хозяйстве
Бердымухамедов заявил, что за последние годы в сельскохозяйственной сфере было достигнуто многое, однако «на сегодняшний день результаты, достигаемые в сельском хозяйстве, остаются ниже ожидаемых». В связи с этим президент предложил создать рабочую группу, которая будет передавать земли нерентабельных дайханских (фермерских) объединений тем, которые смогут обрабатывать ее наилучшим образом.
Также глава государства считает нужным разрешить фермерам высаживать хлопок и пшеницу лишь на 70% арендуемых у государства земель, а оставшиеся 30% засевать другими культурами. Государственные закупочные цены на хлопок и пшеницу Бердымухамедов предложил повысить. Одновременно предлагается ввести стимулирующие доплаты за производство семян высокого качества.
Кроме того, Бердымухамедов заявил, что фермерам надо разрешить реализовывать по свободным ценам ту продукцию, которая выращена на арендованных землях сверх плана. Стоит отметить, что такое право уже прописано в статье 7 закона «О дайханских объединениях».
Бердымухамедов повторил уже озвученный в начале года призыв активнее привлекать в сельское хозяйство частный бизнес. Он добавил, что вблизи велаятских (областных) центров стоит создавать дайханские хозяйства, специализирующиеся на переработке сельхозпродукции.
Сейчас базовой единицей аграрного комплекса Туркменистана является дайханское хозяйство – сельхозпредприятие, создаваемое членами одной или нескольких семей. Хозяйство может на правах собственности владеть постройками, скотом, птицей, техникой, транспортом, инвентарем, но не землей. Землю хозяйство арендует у дайханского объединения, которому она, в свою очередь, предоставляется в долгосрочное пользование государством. По договору аренды хозяйство может выращивать на арендованной земле только определенные культуры – сейчас это пшеница и хлопок. Урожай сдается государству по установленным ценам. В случае нецелевого использования земли, неиспользования земли в течение двух лет по уважительным причинам, неиспользования земли в течение одного года по вине арендатора, нерационального использования земли и в ряде других случаев деятельность дайханского хозяйства прекращается.
Независимые СМИ регулярно сообщают о том, что эта система работает очень плохо. Закупочные цены на хлопок и пшеницу очень низки, годовой доход фермера от аренды земель не превышает суммы, эквивалентной нескольким сотням долларов. Попытки фермеров высаживать в междурядье культуры, не предусмотренные договором аренды, жестко пресекаются, «незаконные» посевы уничтожаются. Фермеры, не выполнившие план по урожаю хлопка и пшеницы (а их число в некоторых регионах может достигать 90%), не только ничего не зарабатывают, но и оказываются должны государству. Заработать дополнительные средства можно, продавая на рынке овощи с приусадебного участка, но эта практика не очень одобряется властями. Например, в Дашогузском велаяте в этом году фермерам в связи с нехваткой воды запретили поливать огороды. У тех, кто пытался обойти запрет, огороды перепахали.
Как результат, желающих заниматься сельским хозяйством и арендовать землю у государства становится все меньше. Граждане предпочитают искать иные способы заработка, в том числе посредством трудовой миграции. В 2017 году в Балканском велаяте власти попытались решить эту проблему, обязав директоров школ арендовать землю и передавать ее для обработки учителям. Некоторые директора пытались возразить, что в школах идут экзамены, а арендуемые участки иногда находятся в 200-350 километрах от школ. Но чиновники в грубой форме заявили, что если постараться, то успеть можно все.
Государственные СМИ чаще всего сообщают, что ситуация в сельском хозяйстве полностью благополучна, все планы успешно выполняются, а прилавки переполнены сельхозпродукцией отечественного производства. Но порой информация о невыполнении планов просачивается даже туда.