Минфин Узбекистана начал искать стратегического инвестора для местной «дочки» Coca-Cola
На сегодняшний день Узбекистан через государственную холдинговую компанию «Узбекозиковкатхолдинг» контролирует 57,1% предприятия, 42,9% доли в компании принадлежит The Coca-Cola Export Corporation. Намерены ли узбекские власти продать часть госдоли или привлечь компанию для управления активами, не уточняется.
СП ООО Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston Ltd. было создано в Узбекистане в 1993 году. Сегодня в стране функционируют три завода в Ташкенте, Намангане и Ургенче, выпускающие напитки под торговыми марками Coca-Cola, Fanta, Sprite, BonAqua и FuseTea. Отмечается, что это единственное в республике предприятие, обладающее четырьмя международными сертификатами стандартов качества. По данным Минфина, компания входит в двадцатку самых крупных налогоплательщиков в стране.
Деятельность компании в Узбекистане связано с именем старшей дочери первого президента страны Ислама Каримова Гульнарой. Предприятие вышло на рынок через ROZ Trading – бизнес-структуру мужа Гульнары Каримовой Мансура Максуди. Однако в 2001 году после скандального развода супругов у узбекского предприятия Coca-Cola начались проблемы. В итоге топ-менеджеры со стороны Максуди были вынуждены покинуть страну, доля ROZ Trading (55%) пошла на покрытие не выплаченных ранее, по мнению правительства, налогов.
В 2012 году в связи с расследованием прокуратуры Швейцарии об отмывании крупных сумм денег через фирмы, контролируемые Гульнарой Каримовой, в Европе были задержаны два сотрудника Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston - Шохрух Сабиров и Алишер Эргашев. Правда, в дальнейшем оба менеджера были выпущены под залог и вернулись в Ташкент.
Позднее подобная история произошла в Узбекистане – здесь по подозрению в мошенничестве были задержаны два топ-менеджера компании Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston, имена которых не разглашались. Но по данным зарубежных СМИ, узбекские правоохранительные органы установили, что в работе Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston были допущены многочисленные нарушения, задержанные сотрудники якобы присвоили $12 млн наличными из капитала компании. Также их обвиняли в подделке деклараций на поставки сахара стоимостью $4,6 млн и фальсификации финансовой отчетности.
Компания неоднократно подвергалась давлению со стороны Генпрокуратуры Узбекистана. Например, в начале 2014 года на предприятии началась проверка, которая растянулась на пять месяцев, производство основной продукции завода - напитка Coca-Cola – было приостановлено. Конвейер запустили лишь в середине лета 2014 года.