В Ашхабаде сотрудники нацбезопасности закрыли рынок бытовой техники
По словам источников издания, массовые проверки на рынке начались несколько дней назад. Сотрудники Министерства нацбезопасности проводили обыски и вскрывали заводские коробки с техникой. Тех продавцов, у которых нашли иностранную валюту, проверяющие задержали. С других продавцов взяли объяснительные о том, каким образом они смогли приобрести товар за рубежом.
Проверке подверглись и книги, в которые записывают фамилии людей, приобретающих товары в долг. Если сумма долга была указана в долларах – продавцам приходилось давать взятку, в противном случае им грозило уголовное преследование. После окончания проверок рынок был закрыт.
По словам источников «Хроники Туркменистана», проверки прошли и в магазинах, торгующих не бытовой техникой, а, например, продуктами и бытовой химией. Ранее сообщалось, что масштабные рейды в эти дни состоялись в частных магазинах, торгующих алкоголем по государственной лицензии. По одной из версий, проверки связаны со слухами о причастности продавцов алкоголя к нелегальному валютному рынку (хотя источники уверяют, что на самом деле валютой торгуют другие бизнесмены, специализирующиеся исключительно на этом). По другой версии, таким образом исполнялись положения утвержденной на днях национальной программы по борьбе с употреблением спиртного.
Легальная продажа валюты населению в Туркменистане была прекращена в 2016 году. Официальный курс доллара не менялся с 2015 года и составляет 3,5 маната. «Черный» курс на момент запрета легальной продажи валюты превышал официальный примерно вдвое, а с тех пор начал неуклонно расти. К началу июня 2018 года он достиг почти 30 манатов. Вскоре после этого начались массовые аресты валютчиков. В ответ «черный» курс начал падать и к июлю снизился до 14-15 манатов.
Именно от «черного» курса в Туркменистане зависят потребительские цены – в частности, потому что в начале 2018 года бизнесмены вслед за простыми гражданами потеряли возможность конвертировать валюту легально. Недавно им все же разрешили конвертировать до 3% валюты на счетах фирм, но пока неизвестно, была ли это разовая акция, или контроль будет ослаблен надолго.