Исследование СМИ зафиксировало полное отсутствие парламентской оппозиции в Киргизии
Журналисты проанализировали около 1200 протоколов парламентских заседаний за период с 15 июня 2016 года по 15 марта 2018 года. Таким образом, все исследованные материалы относятся к заседаниям парламента VI созыва, избранного в октябре 2015 года.
Выяснилось, что за указанный период депутаты отклонили 30 законопроектов и приняли в разных чтениях 1153 законопроекта. В среднем за принятые законопроекты голосовали 98% депутатов. Это крайне высокий показатель, даже во многих странах с авторитарным стилем правления он иногда бывает ниже.
Исследование показало, что почти всегда «за» в указанный период голосовали депутаты Социал-демократической партии Киргизии (СДПК), которая до недавних пор однозначно считалась провластной. Реже всего «за» голосовали депутаты партии «Ата Мекен», но и для нее средний уровень одобрения законопроектов оказался немалым – 77%. Кроме того, журналисты выделили нескольких отдельных депутатов – в первую очередь Дастана Бекешева, Наталью Никитенко и Каныбека Иманалиева, – которые намного чаще других голосуют «против». Однако общая доля таких депутатов не превышает 10%, поэтому их поведение не сильно влияет на общие результаты.
Также журналисты отметили низкую посещаемость заседаний оппозиционными депутатами. Должная дисциплина, по заключению Kloop, поддерживается лишь в СДПК. Представители других фракций часто позволяют себе «прогуливать» заседания, что еще больше снижает вес оппозиции. Депутаты, опрошенные журналистами, пояснили, что их отвлекают от заседаний другие обязанности – подготовка законопроектов, командировки, заседания комитетов. Кстати, именно в комитетах, по мнению журналистов, чаще всего решается судьба законопроектов. Если комитет одобрил проект – скорее всего, его поддержат и на голосовании.
Kloop отмечает, что как минимум дважды столь легкомысленный подход к принятию законов приводил к конфузам. В ноябре 2016 года вступили в силу поправки к закону о миграции, обязавшие иностранцев регистрироваться в стране в течение пяти дней. На практике оказалось, что чиновники не готовы к исполнению этого требования, и закон начали критиковать даже те депутаты, которые сами за него голосовали. В итоге нормативный акт пришлось срочно исправлять. А в июне 2017 года был принят закон об установлении пособий за рождение ребенка. Вскоре выяснилось, что в бюджете не хватает средств на его реализацию. В итоге закон также пришлось менять.
Стоит отметить, что с марта 2018 года политическая обстановка в Киргизии несколько изменилась. СДПК уже сложно назвать «провластной» партией. С апреля 2018 года ее возглавляет бывший президент Алмазбек Атамбаев, сложивший полномочия в ноябре 2017 года. Первоначально Атамбаев поддерживал своего преемника Сооронбая Жээнбекова, но вскоре между ними возникли разногласия. Первые попытки Жээнбекова выйти из-под контроля Атамбаева аналитики зафиксировали в феврале 2018 года. В апрельском назначении Атамбаева главой СДПК аналитики увидели попытку разделения власти, однако после этого ситуация только обострилась. 19 апреля в отставку было отправлено правительство Сапара Исакова, которого считали «правой рукой» Атамбаева. В начале июня Исакова поместили под арест в рамках коррупционного дела. Не лучше обстоят дела у других ставленников Атамбаева, к настоящему времени в высших кругах власти в Киргизии практически не осталось сторонников экс-президента.
Депутаты парламента в последнее время часто критикуют Исакова и Атамбаева. В частности, широкий резонанс получила тема незаконной поставки вертолетов в Сомали, поднятая депутатом Каныбеком Иманалиевым из партии «Ата Мекен». Парламентарии начали активно направлять правительственные законопроекты на доработку, критиковать деятельность чиновников и раскрывать коррупционные схемы.