Польша отказала в убежище одному из основателей Партии исламского возрождения Таджикистана
70-летний Садурдинов с женой и шестерыми детьми прибыл в Польшу из Белоруссии в сентябре 2017 года. Он сообщил миграционной службе, что после запрета ПИВТ в Таджикистане подвергается политическому преследованию. Ранее в Польше уже получили убежище сын, дочь и 13 внуков Садурдинова. Однако в начале марта польские власти отклонили просьбу самого Садурдинова о политическом убежище.
Причины отказа остаются неизвестными. Источник в таджикской диаспоре сообщил «Ахбор», что, возможно, Садурдинов из-за преклонного возраста и болезни не смог правильно объяснить свое положение. Кроме того, ему мог попасться плохой переводчик. Также на ситуацию могла повлиять политика польских властей, которые в последнее время отказываются принимать мигрантов из мусульманских стран. Аналогичная ситуация сейчас складывается и в других странах Европы.
Так или иначе, адвокат Садурдинова готовится оспорить отказ. Сам политик сейчас проходит лечение, а его жена и дети находятся в лагере для беженцев.
История ПИВТ началась в 1973 году, когда пятеро политиков собрались в доме Садурдинова и приняли решение об основании подпольного движения, стремящегося к сохранению исламской культуры. Лидером ПИВТ стал Сайид Абдулло Нури, а Садурдинов впоследствии возглавил отделение партии в Хатлонской области. В 1991 году партию зарегистрировали официально. После распада СССР и начала гражданской войны в Таджикистане (1992-1997) члены ПИВТ составили костяк Объединенной таджикской оппозиции. В 1997 году Нури подписал мирное соглашение с президентом Эмомали Рахмоном, которое положило конец войне. ПИВТ на протяжении 16 лет оставалась единственной легально действующей религиозной партией на постсоветском пространстве.
В 2015 году действующего лидера ПИВТ Мухиддина Кабири и ряд других членов партии обвинили в причастности военному мятежу бывшего заместителя министра обороны Абдухалима Назарзода. Партию объявили террористической организацией, в 2016 году 14 членов политсовета ПИВТ приговорили к различным срокам лишения свободы, в том числе двоих — к пожизненному заключению. Многие другие члены партии вынуждены были покинуть Таджикистан. Власти республики до сих пор преследуют активистов и сторонников партии.