23 january 2025




Новости Центральной Азии

Суд по делу Бобомурода Абдуллаева принял ходатайство адвоката по поводу пыток в СНБ

Продолжение: Адвокат Хаётхана Насреддинова заявил генпрокурору Узбекистана о применении пыток к его подзащитному

Ташкентский суд по уголовным делам. Фото Тимура Карпова, “Фергана”
На заседании по делу Бобомурода Абдуллаева, прошедшем 7 марта в Ташкентском городском суде по уголовным делам, судьей было удовлетворено ходатайство адвоката о приобщении к делу информации о применении пыток. Об этом сообщают корреспонденты «Ферганы» в Ташкенте.

Удовлетворяя ходатайство, судья Зафар Нурматов сослался на указ президента Шавката Мирзиёева, запрещающий использование в суде доказательств, полученных с применением пыток при ведении расследования. Адвокат Абдуллаева Сергей Майоров отправит копию ходатайства в генеральную прокуратуру.

Суд прошел в открытом режиме, на него были допущены все желающие, в том числе правозащитники и журналисты. У последних на входе записали имена и фамилии. В суд были доставлены все четверо подсудимых – кроме Абдуллаева, это блогер Хаётхан Насреддинов, предприниматели Шавкат Оллоёров и Равшан Салаев.

Фото- и видеосъемка заседания были запрещены. По словам корреспондентов «Ферганы», Бобомурод Абдуллаев продемонстрировал присутствующим большой синяк на левой руке, полученный им в ходе пыток во время следствия. Судья постановил отправить подсудимого на судмедэкспертизу, чтобы установить факт побоев.


Люди, собравшиеся у суда перед заседанием. Фото Тимура Карпова, “Фергана”

Бобомурод Абдуллаев был задержан узбекскими спецслужбами 27 сентября 2017 года. Первого октября состоялся закрытый суд, на котором журналисту было предъявлено обвинение по статье 159-4 Уголовного Кодекса Узбекистана («Посягательства на конституционный строй»), подразумевающей до двадцати лет лишения свободы.

Международные организации, входящие в «Платформу гражданской солидарности» потребовали немедленно освободить Абдуллаева, однако узбекские власти проигнорировали обращение правозащитников.

Позднее по делу Абдуллаева сотрудниками Службы национальной безопасности были задержаны еще три фигуранта – блогер Хаётхан Насреддинов, бизнесмены Шавкат Оллоёров и Равшан Салаев. Двое последних также проходят, как поставщики информации для Абдуллаева, и обвиняются в разглашении государственной тайны. Абдуллаеву вменялось то, что он по указанию лидера «Народного движения Узбекистана» Мухаммада Салиха публиковал статьи, направленные против действующей власти и призывающие к свержению руководства республики.

3 октября в Стамбуле на специальной пресс-конференции Мухаммад Салих объявил, что Бобомурод Абдуллаев и автор статей, критикующих руководство страны и раскрывающих коррупционные схемы руководства СНБ, опубликованных под псевдонимом «Усман Хакназаров (Усман Хакназар) – один и тот же человек. При этом Салих высказал мнение, что «раскачав» дело журналиста, власти пытаются обвинить оппозиционера в подготовке революции в Узбекистане.

Позднее в интервью «Фергане» Салих сказал по делу Абдуллаева следующее: «Больше, чем я, никто не защищал Бобомурода Абдуллаева. Об этом знают все, кто соприкасался с «делом Абдуллаева». Никто не писал статьи для нашего сайта по моему указанию. А по нашей просьбе могли написать».

Бобомурод Абдуллаев с момента ареста находится в следственном изоляторе СНБ. К подсудимому не допускали членов семьи и адвоката, открыто нарушая права журналиста. Более того, под давлением его заставили отказаться от услуг защитника. По словам матери Абдуллаева Гавхаржон Мадаминовой, в СИЗО его жестоко пытали, выбивая признания любыми методами. Подробнее об этом накануне начала судебного процесса рассказал адвокат Абдуллаева Сергей Майоров, побеседовавший с подзащитным в камере для свиданий.

Резкий поворот в деле журналиста произошел в феврале 2018 года, когда от дела были отстранены следователи СНБ Нодирбек Туракулов и Александр Веселов. Ташкентский военный суд вынес Туракулову обвинение в злоупотреблении властью и «привлечении невиновного к ответственности». Аресты и отстранения в Службе национальной безопасности связаны с отставкой бывшего всесильного главы структуры Рустама Иноятова, которого снял с должности президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Лишь 3 марта к Абдуллаеву допустили его адвоката Сергея Майорова. Во время беседы тет-а-тет выяснилось, что следователи заставили журналиста дать показания против Ихтиёра Абдуллаева и Пулата Бабаджанова. На самом деле он с ними никогда не встречался и все его показания против них – это оговор под пытками. На встрече с адвокатом 6 марта журналист рассказал о том, что следователи СНБ требовали от него на допросах и как они унижали действующего президента Шавката Мирзиёева. В частности, Абдуллаев, со слов своего защитника, признает, что именно он публиковал статьи под псевдонимом Усман Хакназаров. Однако он писал лишь критические материалы, в которых не содержалось призывов к вооруженному перевороту и свержению действующей власти. Все признания, данные им следователям СНБ, совершены под физическим и психологическим давлением со стороны спецслужб.

Первое заседание по делу Бобомурода Абдуллаева должно было состояться 5 марта, но его перенесли из-за неявки на процесс прокурора. Подробнее о деле журналиста можно узнать из материалов специальной рубрики «Ферганы» «Бобомурод Абдуллаев».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА