В аэропорту Ашхабада ужесточили проверку вернувшихся из Турции женщин
Данная мера коснулась студенток, женщин, которые состоят в браке с гражданами Турции и имеют вид на жительство в этой стране, а также тех, кто носит хиджаб (мусульманский платок). Пристальное внимание к себе ощущают и пассажиры, находившиеся в Турции по рабочей визе.
Одна из читательниц сообщила изданию, что ее и других женщин, прилетевших ночным рейсом (когда именно, не уточняется), продержали в отдельной комнате аэропорта Ашхабада до утра. «На паспортном контроле у меня попросили все документы, которые подтверждают мое право проживать в Турции, – рассказала она, – Я предоставила паспорт гражданки Туркменистана, который заканчивается в 2022 году, и икамет (вид на жительство в Турецкой Республике). Ваш муж турок? – последовали вопросы, – Чем он занимается? Почему вы носите хиджаб? Как часто читаете намаз? Ходите ли в мечеть? А ваш муж посещает? Как давно стали активно религиозная?».
Информацию о том, что всех женщин в хиджабе с турецкого рейса провожают на специально отведенную скамейку, а потом одну за другой приглашают «на беседу», подтвердили и другие источники издания. Как сообщила студентка, обучающаяся в одном из вузов Анкары, проверку проводят сотрудники министерства национальной безопасности Туркменистана (один из них оказался знакомым девушки). С ее слов, они просматривают телефоны пассажирок – изучают фото, видео, а также то, в каких соцсетях и группах они состоят.
О том, что в Туркменистане начали проверять граждан, вернувшихся из-за рубежа, сообщалось еще в марте прошлого года. По информации «Азатлыка», власти, в частности, допрашивали граждан, посетивших Турцию и Украину. Затем их вынуждали дать расписку о том, что впредь они воздержатся от поездок в «опасные страны». Один из студентов тогда сообщил, что его прямо в аэропорту пытались расспросить о связях с движением турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого официальная Анкара обвинила в организации попытки госпереворота в 2016 году.
Незадолго до этих проверок власти Туркмении начали собирать данные о своих гражданах, живущих за рубежом.