Репрессии против врачей в Турции привели к нехватке медицинского персонала
Здравоохранение стало одной из сфер, затронутых массовыми арестами и увольнениями – кампанией, которой власти ответили на попытку мятежа 2016 года. За полгода были закрыты около 50 клиник, которые заподозрили в связях с мятежниками. Под подозрением оказались врачи, медсестры, фармацевты, ученые и медицинские чиновники.
Согласно докладу, около 21 тысячи медицинских работников лишились работы. Среди них были около 3 тысяч врачей государственных и частных клиник. Многие были лишены возможности трудиться в частном секторе, поскольку их, даже без формальных оснований, отнесли к сторонникам террористов. Некоторые сбежали из страны.
Многие были арестованы. Среди них, как сообщалось, оказались более 100 сотрудников военного госпиталя Гюльхане, одного из крупнейших в Анкаре. Прокуратура заявила, что они якобы пытались вывести из строя лояльных властям пилотов ВВС Турции, выставляя ложные диагнозы и прописывая ненужные лекарства.
При этом в стране, как отмечают правозащитники, существует нехватка медицинского персонала. Министерство здравоохранения Турции в 2017 году признало, что планируют решить эту проблему в течение десяти лет. Массовые увольнения, коснувшиеся, в том числе, преподавателей медицинских вузов, ухудшают ситуацию.
Некоторые из арестованных врачей скончались при подозрительных обстоятельствах. Часть из этих случаев признали самоубийствами, однако надлежащего расследования, как отмечается, проведено не было. Правозащитники также указывают на то, что в тюрьмах и изоляторах, где держали медиков, распространены пытки.
Попытка переворота в Турции произошла в июле 2016 года. Группа военных захватила ряд стратегических объектов, но вскоре мятеж былподавлен силовыми структурами, оставшимися на стороне властей. В столкновениях погибли несколько сотен человек. Власти Турции обвинили в мятеже религиозного лидера Фетхуллаха Гюлена и его сторонников (сам он это отрицает).
Десятки тысяч человек были арестованы и уволены из государственных структур. Кампания затронула средства массовой информации, школы и институты, суды и силовые ведомства. Многие аресты и увольнения проводились по формальным основаниям – таким как использование мессенджера ByLock, который власти считают средством связи мятежников, или наличие счета в Bank Asya, который связывают с движением гюленистов. Правозащитники указывали на то, что кампания сопровождается многочисленными нарушениями прав человека, включая произвольные аресты и пытки.