Узбекистан и США заключили семилетний контракт по поставке урана на $300 млн
«Контракт носит долгосрочный характер. Это очень важно и существенно. Это не разовый контракт, он рассчитан на семь лет. Общая стоимость контракта превышает 300 миллионов долларов. Что касается цен, то есть соответствующие котировки и мы будем работать по этим котировкам. При этом можно сказать, что соглашение подписано на очень выгодных условиях, значительно более выгодных, чем подписывают некоторые страны-поставщики уранового концентрата», - заявил Ганиев. Когда и где было сделано это заявление, не сообщается, сайт министерства внешней торговли Узбекистана по этому поводу молчит.
По данным Госкомитета по геологии Узбекистана, республика входит в первую десятку стран мира по запасам и добыче урана, занимает второе место по запасам урана среди стран СНГ. По данным МАГАТЭ, Узбекистан стоит на седьмом месте в мире по запасам урана и на пятом по его добыче. По данным Foreign Policy, запасы урана составляют в Узбекистане 96 тысяч тонн или немногим более 2 процентов мировых подтвержденных запасов. Общие ресурсы оцениваются в 137-185 тысяч тонн. Монополией на добычу урана обладает Навоийский горно-металлургический комбинат (НГМК), являющийся восьмой компанией в мире по объему добычи. Поскольку Узбекистан не обладает собственной атомной промышленностью, весь произведенный малообогащенный уран поставляет на экспорт.
В 1992 году США содействовали заключению монопольного контракта на покупку узбекского сырья американской компанией Nukem Inc., и в дальнейшем компания скупала от 50 до 100 процентов ежегодно производимого НГМК урана. В мае 2008 года Узбекистан подписал с Республикой Корея соглашение о поставке в эту страну с 2010 по 2016 годы 2600 тонн урана на сумму около $400 млн. В феврале 2011 года японская корпорация Itochu и НГМК подписали договор на 10 лет по купле-продаже концентрата урана. Параллельно Узбекистан продавал этот металл и американцам, которые, по данным Управления по энергетической информации США, производят порядка 11 процентов требуемого им урана, остальные 89 процентов – иностранного происхождения. В частности, в 2016 году из потребовавшихся США 50,6 млн фунтов урана 38 процентов пришлись на Казахстан, Россию и Узбекистан.