Казахстан: Журналисту Лукпану Ахмедьярову инкриминируют оскорбление полицейского - «послал» его по телефону
По словам Ахмедьярова, 22 июля, когда он был в поездке и находился далеко от Уральска, ему на сотовый телефон позвонил человек, представившийся полицейским Турмановым, и попросил явиться для составления протокола об административном правонарушении, совершенном журналистом ранее. Журналист сообщил, что находится за городом и не может приехать сей же час. Звонивший продолжал настаивать, Ахмедьяров повторил, что не может, а затем, выведенный из терпения, в сердцах «послал» его «в ***», после чего оборвал разговор.
Журналист подал ходатайство о предоставлении доказательств законности ведения аудиозаписи разговора с якобы участковым полиции пункта №8 Уральска Адилем Турмановым, передает «Азаттык» (казахская служба Радио Свобода). Девятого августа его вызвали в полицию по этому поводу, пока, по словам Ахмедьярова, он проходит по делу как свидетель.
В случае признания виновным Ахмедьярову грозит одно из следующих наказаний: штраф в размере до ста месячных расчетных показателей, исправительные или общественные работы на срок до ста двадцати часов, арест на срок до сорока пяти суток.
В полиции не опровергают и не подтверждают сказанное журналистом. Пресс-секретарь УВД Уральска по телефону обещала «Азаттыку» прокомментировать ситуацию, но так и не вышла на связь, до Турманова дозвониться не удалось.
Ситуацию, в которой оказался Лукпан Ахмедбяров, прокомментировала Тамара Калеева, руководитель Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»:
«Оскорбительное высказывание в адрес представителя власти предполагает наличие неприличной формы выражения, под которой понимается, прежде всего, использование нецензурных слов и выражений, при помощи которых дается отрицательная оценка лица (представителя власти). Оценка – это форма выражения мнения о лице. В Комментарии к Уголовному кодексу (под редакцией И.Борчашвили) к статье 320 (ныне статья 378 – «Оскорбление представителя власти») дается следующее разъяснение: «оскорбление должно содержать отрицательное мнение о потерпевшем, которое выражается в неприличной форме».
В разговоре Лукпана Ахмедьярова с человеком, который представился как полицейский Турманов, такое мнение о лице (оценка лица) отсутствует. Спорное выражение синонимично выражению «отстань», и если привлекать каждого к уголовной ответственности только за использование грубо-просторечных выражений, рекомендующих представителю власти совершить какое-то непреступное действие, то придется привлекать полстраны», - заключила правозащитница.
Напомним, в апреле 2012 года на Лукпана Ахмедьярова было совершено покушение, он получил восемь ножевых ранений в область сердца и два ранения из травматического оружия. Нападение Ахмедьяров и его коллеги связали с гражданской активностью и профессиональной деятельностью журналиста. В том же году Ахмедьяров стал лауреатом премии Питера Маклера, которая присуждается международной организацией «Репортеры без границ» (Reporters Sans Frontiers) за честное и смелое освещение событий в стране, где свобода слова либо не гарантируется, либо не соблюдается.