Таджикистан: Президент Эмомали Рахмон ввел монополию на правительственную информацию
Согласно протоколу, отныне любое государственное учреждение Таджикистана обязано отправлять все свои пресс-релизы и сообщения в Национальное информационное агентство «Ховар», откуда СМИ республики затем и будут получать сведения. Никакого иного способа получения информации, в том числе о поездках президента, заседаниях правительства и прочих официальных мероприятиях, для журналистов больше не существует. Причем, ссылка в публикациях на «Ховар» обязательна.
Еще неделю назад, когда таджикские СМИ столкнулись с «нововведением» (аналогичная практика существовала в советской прессе. – Прим. ред.), глава Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев высказал сомнения в том, что подобное возможно.
«Согласно информации, которой я располагаю, никакого указания по данному вопросу сверху не поступало, только новый директор НИАТ «Ховар» Заробиддин Косими попросил представителей правительственных структур предоставлять информацию в первоочередном порядке «Ховару», но данная просьба была растолкована нашими чиновниками по-своему», - пояснил «Азии-плюс» Каршибаев.
Сегодня же он прокомментировал свершившийся факт монополизации официальной информации в республике: «Насколько я знаю, в положении «Ховар» прописано, что агентство имеет эксклюзивное право на распространение официальной информации, то есть на указы президента, решения правительства, но всем известно, что положения государственного информационного агентства не верховенствуют над законами, которые гарантируют равное право для всех СМИ на получение информации».
Напомним, в опубликованном 24 апреля 2015 года докладе Freedom House «Свобода Прессы 2015» было отмечено ухудшение ситуации со свободой слова в Таджикистане, который в рейтинге стран занимал по этому показателю 175 место из 187 возможных, потеряв две позиции по сравнению с 2013-м годом. Надо полагать, благодаря новым условиям существования прессы, следующий выпуск - «Свобода Прессы 2016» - покажет еще большее снижение рейтинга республики по одному из основных для демократических стран показателю.