Какой каракалпак не хочет жить в Казахстане
Узбекскому правительству на руку массовая миграция жителей Каракалпакстана в Казахстан, куда выехала, по некоторым данным, уже шестая часть каракалпакских граждан.
На днях в Нукусе, столице Республики Каракалпакистан, входящей в состав Узбекистана, получило огласку дело о подлоге документов, которое долгое время совершалось начальником паспортного стола небольшого каракалпакского провинциального городка, расположенного недалеко от Нукуса.
Оказалось, что здесь, за взятку можно было переделать в паспорте графу "национальность", таким образом многие люди получали новые документы, согласно которым они уже были не каракалпаки, а становились казахами.
Сотрудники правоохранительных органов говорят, что все чаще и чаще встречаются с такого рода преступлениями, а желание людей "поменять" национальность именно на казахскую объясняют тем, что будучи казахом легче переехать жить в Казахстан, страну поток мигрантов в которую по-прежнему остается очень высоким.
По данным Агентства по демографии и миграции за десятилетний период с 1991 года в Казахстан из Каракалпакстана переехало порядка 63 тысяч человек, однако неофициальные источники оспаривают эту цифру, утверждая, что переселенцев не менее 100 тысяч.
Специалисты из Каракалпакского филиала Международного фонда спасения Арала говорят, что только за последние семь лет из Каракалпакстана в Казахстан эмигрировали почти 250 тысяч человек, это практически шестая часть всего 1,5 миллионного населения Каракалпакстана, а желающих выехать в соседнюю республику по-прежнему много.
34-летний Ертай Жуманов, житель одного из многочисленных казахских поселков Тахтакупырского района Каракалпакстана вот уже несколько дней живет в доме, с которого снята крыша. Но такое неудобство не особенно волнует этого человека, так как он готовится к переезду в Казахстан.
Он даже рад, что крышу в его доме разобрали, едва он успел договориться со скупщиками строительных материалов. Правда, тех денег, которые Ертай рассчитывал получить за крышу ему не заплатили - дали меньше.
Но зато скупщики сами приехали, сами разобрали крышу над домом и пообещали вернуться, потому что Ертай Жуманов собирается пустить на стройматериалы весь свой дом и хозяйственные пристройки на своем участке. Продажа дома на строительные материалы - единственный способ вернуть вложенные в дом деньги, желающих купить дом в каракалпакской провинции нет.
Причина по которой Ертай собирается переезжать в Казахстан: "ужасающая нищета и отсутствие перспектив на работу, невозможность содержать свою жену и троих детей, помогать родителям и близким родственникам, оставаясь в Каракалпакстане".
Он твердо убежден в том, что в Казахстане ему, сильному и здоровому мужчине, несложно будет найти работу, дающую заработок, необходимый для приличного существования его семьи. Кроме того каракалпаки этнически ближе к казахам, практически один язык, общая культура, обычаи и традиции.
Уверенность в то, что в Казахстане лучше, в Ертая вселяет опыт его односельчан. По словам жителей этого небольшого поселка, заселенного преимущественно казахами, здесь нет семьи, из которой кто-нибудь не уехал бы на заработки в Казахстан. Люди уверяют, что половина семей из этого поселка уже переехала в Казахстан, чтобы навсегда осесть там.
"Жизнь в Казахстане несравнимо лучше. Если ты работаешь там, то твой труд всегда будет достойно оплачен, к тому же к переселенцам - казахам там относятся с особым вниманием, государство помогаем им обстроиться, с работой", - наперебой говорят односельчане Ертая Жуманова.
Неудивительно, что с таким представлением о Казахстане, в эту страну хотят уехать едва ли не все оставшиеся жители поселка. И действительно, если пройтись по его кривым пыльным улочкам, то здесь и там можно увидеть дома, чей вид красноречиво говорит о том, что их владельцы снимаются с насиженных мест. Где-то нет крыш, где-то разбирают стены.
В Казахстан из Каракалпакстана люди уезжают в огромном количестве уже несколько лет. Массовый отток жителей отсюда наблюдался в 2000-2001 годы, когда Каракалпакстан, живущий за счет сельского хозяйства, страдал от засухи.
Урожай сгорел под испепеляющем солнцем, многие озера обмелели и передохла рыба. Людям пришлось резать домашнюю скотину, которую нечем было поить и кормить. Особенно тяжело пришлось северным районам Каракалпакстана, до которых вода практически не доходила по руслам каналов, и ее приходилось завозить сюда цистернами.
И уровень жизни, который и без того в этих местах всегда был очень низким, упал до состояния вопиющей нищеты. Неудивительно, что миграция людей отсюда походила в последние два года на огромную волну. Многие уезжали, не дожидаясь времени, когда собственные дома можно будет продать хотя бы по частям, на стройматериалы.
В этом году вода в Каракалпакстан пришла, но люди все равно уезжают отсюда. Во время засухи хозяйству был нанесен огромный ущерб, восполнить который у людей нет ни желания, ни сил. Да и кто станет его восстанавливать, если многие толковые фермеры уже уехали отсюда?
К тому же никто не может дать гарантии, что и следующий год не окажется засушливым. Вдобавок у людей не осталось никакого доверия к государству, которое никогда не желало честно расплачиваться с фермерами за их продукцию и не прилагало особенных усилий для того, чтобы спасти как можно больше людей от разорения в засушливый год.
"Мы никому здесь не нужны" - утверждают местные дехкане. Как бы подтверждая эти заявления, узбекское правительство не пытается удерживать желающих от отъезда из Узбекистана.
Более того, создается впечатление, что в правительстве Узбекистана сквозь пальцы смотрят на массовую миграцию людей из Каракалпакстана, не делая никаких попыток хоть как-то приостановить ее.
Возможно, что причина такого равнодушия кроется в том, что существуют замыслы по "узбекизации" Каракалпакстана, а, следовательно, узбекскому правительству выгоден отъезд из Каракалпакстана всех «не узбеков». Во всяком случае об этом в приватных беседах говорят люди, приближенные к каракалпакскому правительству.
Обратимся к истории. В 1924-30 годах, при образовании СССР, Каракалпакия входила в состав Казахской автономии Российской Федерации. В 1932 году Каракалпакия получила статус автономной советской республики и должна была со временем преобразоваться в отдельную самостоятельную республику. Однако в 1936 году Узбекистану удалось уговорить Москву отдать им Каракалпакию под свою опеку, и таким образом Каракалпакия превратилась в узбекскую автономию.
Впоследствии, в бытность СССР, каракалпаки выступали с идеями воссоединения с казахами, но всякий раз эти вольнолюбивые попытки жестко пресекались узбекским правительством. В Казахстане до сих пор бытует мнение о том, что в свое время нужно было воспротивиться присоединению Каракалпакии к Узбекистану и конечно же, узбекским властям прекрасно известно, что в Казахстане жалеют о том, что в 30-е годы казахи не отстояли свое право на Каракалпакию.
Поэтому Ташкенту на руку, что из Каракалпакии массово уезжают как казахи, так и сами каракалпаки. Не имея большой казахской диаспоры в этих местах, казахстанские власти не смогут отстаивать национальные казахские интересы в этом регионе. А также поддерживать каракалпаков, над которыми здесь уже нависла серьезная угроза вырождения и всячески способствовать их освобождению от узбекского влияния.
Совершенно очевидно, что узбекскому правительству безразлично, будут ли в Каракалпакстане жить собственно сами каракалпаки. Главное - сохранить за собой территорию Каракалпакстана, которая составляет практически треть от площади Узбекистана и представляет собой стратегическую ценность.
Через Каракалпакстан проходит один из двух северных выходов Узбекистана по железным дорогам и автомагистралям. И для Узбекистана, не имеющего морских выходов, очень важно держать в полном подчинении свою автономию. А сделать это можно, если подавляющее большинство местного населения будут составлять не каракалпаки и не казахи, а свои, то есть узбеки. В таком случае у официального Ташкента появится шанс беспрепятственно контролировать огромную территорию с многообещающим ресурсным потенциалом.
Но простым жителям Каракалпакистана безразличны политические интересы Ташкента и Астаны, сегодня их волнует возможность достойно заработать на хлеб, и эту возможность они видят в Казахстане, и они уходят, побежденные нищетой, оставляя за спиной без боя землю их отцов.
Ольга Борисова - корреспондент IWPR в Каракалпакстане.
ИНСТИТУТ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ВОЙНЫ И МИРА, представительство в Узбекистане.