В кабинете киргизских милиционеров умер задержанный гражданин Узбекистана
Насилие и кровь стали обычным явлением на пограничной территории между Узбекистаном и Кыргызстаном, их жертвами становятся простые граждане двух стран, а в роли насильников выступают представители кыргызских и узбекских силовых ведомств, которым до сих пор удавалось успешно избегать наказания.
В апреле этого года в кабинете сотрудников отделения внутренних дел Араванского района Ошской области Кыргызстана умер задержанный ими по подозрению в краже лошадей узбекский гражданин Одинажон Бурикулов из пограничного Мархаматского района Андижанской области Узбекистана, но несмотря на прошествие с момента убийства более 5 месяцев виновные в его смерти не найдены и не наказаны.
В управление стран СНГ министерства иностранных дел Узбекистана на запрос IWPR ответили, что не владеют информацией об этом инциденте, поэтому никаких заявлений или нот протеста по этому случаю Узбекистаном сделано не было.
По результатам судебной медицинской экспертизы прокуратуры Араванского района Кыргызстана, смерть Одинажона Бурикулова произошла из-за нехватки воздуха в результате удушья, другими словами, что Одинажон повесился в кабинете отделения милиции Араванского района Кыргызстана.
По убеждению семьи и земляков умершего, Одинажон Бурикулов был убит сотрудниками кыргызской милиции, которые в течении трех дней после задержания подвергали его жестоким пыткам следствии которых он умер.
По словам отца погибшего Эргаша Бурикулова (Ergash Burikulov), его сын - 43-летний Одинажон, отец 3-х детей, работал пастухом и пас стада коров и лошадей вблизи с границей Кыргызстана.
31 марта этого года на пастбище приехали сотрудники кыргызской милиции, которые разыскивали пропавших в Кыргызстане 5 лошадей, по их информации в стаде Одинажона Бурикулова как раз появились новые лошади.
В ответ на требование представителей кыргызской милициив показать лошадей Одинажон и его брат Хурсанд ответили, что это были узбекские лошади жителя колхоза Комсомол, и что хозяин уже забрал их к себе домой. Тогда кыргызские милиционеры высказали желание навестить хозяина лошадей и попросили Одинажона Бурикулова сопроводить их к нему.
Это был последний день, когда родные Одинажона видели его живым, через три дня из Кыргызстана прибыл его труп, по словам родных, со следами пыток и избиений на теле, были серьезные повреждения головы, спины, грудной клетки, ног.
"Одинажона привезли завернутого в саван кыргызские милиционеры, в течении какого-то часа его похоронили, вместе с ними были и сотрудники правоохранительных органов Узбекистана - начальник отделения внутренних дел Мархаматского района, прокурор района, но они не сочли нужным делать повторную экспертизу, удовлетворились экспертизой кыргызской стороны", - рассказала IWPR сестра умершего Хаетхон Бурикулова.
По глубокому убеждению родных Одинажона Бурикулова, а также его друзей и соседей, скрыть истинную причину неожиданной смерти Одинажона кыргызским милиционерам помогли их узбекские коллеги.
"Здесь однозначно была двусторонняя договоренность между милиционерами Кыргызстана и Узбекистана чтобы замять это дело", - говорит один из жителей Мархаматского района Андижанской области, попросивший не называть его имя.
По свидетельству жителей Араванского района Кыргызстана, день смерти Одинажона Бурикулова совпадает с днем, когда узбекские и кыргызские милиционеры устроили большую вечеринку на территории Кыргызстана.
"Принимали гостей из Узбекистана, сотрудников милиции очень широко, и видимо главной целью этой встречи было решить, как представить смерть Одинажона Бурикулова", - говорит один из жителей Араванского района.
Поэтому, на взгляд родных и близких Одинажона Бурикулова, сотрудники узбекской милиции не стали проводить независимое расследование, повторную медицинскую экспертизу. А свою пассивность и нежелание расследовать смерть Одинажона Бурикулова представитель отделения милиции Мархаматского района Андижанской области объяснил тем, что "милиция не хочет спровоцировать межнациональный конфликт между узбеками и кыргызами".
По словам адвоката Нины Азимовой (Nina Azimova), занимавшейся делом Одинажона Бурикулова, момент его задержания, а также все остальные следственные процедуры кыргызскими милиционерами производились с нарушениями соглашений подписанных между Узбекистаном и Кыргызстаном.
Была грубо нарушена Минская конвенция, принятая странами СНГ 22 января 1993 года, согласно которой, если гражданин Узбекистана совершил преступление, наказуемое по Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызстана, то генеральный прокурор Кыргызской Республики должен обратиться с требованием о выдаче преступника в Генеральную прокуратуру Узбекистана.
Была нарушена и 58-ая статья этой конвенции, гласящая, что в тексте запроса о выдаче подозреваемого обязательно указываются его фамилия, имя и отчество, должны быть описаны деяния, которые в соответствии с кыргызским законодательством считаются преступными. Должен быть указан текст закона, который был нарушен, а также предположительное место жительство подозреваемого и описание его внешности.
"То есть сотрудники правоохранительных органов Кыргызстана ни в коем случае не имели права сами проникать на территорию суверенного Узбекистана и производить задержание подозреваемых лиц", - сказала Нина Азимова.
По словам матери покойного Хайитхон Бурикуловой (Khaithon Burikulova), в течении всего времени со дня смерти сына она дважды побывала в столице Ташкенте с заявлениями на имя президента страны Ислама Каримова.
"Видимо мои письма не дошли до него", недоуменно разводит руками Хайитхон Бурикулова.
Тогда отчаявшаяся мать решила написать президенту Кыргызстана Аскару Акаеву, однако и от него ответа не получила.
А прокурор Араванского района Кыргызстана Сайдали Муйдинов, прямо заявил отцу покойного Эргашу Бурикулову: "Можешь писать жалобы куда угодно, все равно они снова вернутся для проверки в Ош, ты все равно ничего не добьешься".
Смерть Одинажона Бурикулова не первый трагический и противоправный случай, произошедший на узбекско-кыргызской границе, и далеко не всегда жертвами становятся узбекские граждане, достаточно претензий к представителям силовых ведомств Узбекистана имеют кыргызские граждане.
По данным представительства IWPR в Кыргызстане, 13 августа узбекские пограничники обстреляли два автомобиля с кыргызскими гражданами. Немного ранее два жителя Ошской области Кыргызстана - братья Халиловы были задержаны узбекскими пограничниками, когда пасли скот вблизи границы.
Вызволить братьев, которые все время нахождения под арестом жестоко избивались, удалось только после оплаты крупного штрафа, около $350 США, якобы за нанесение ущерба пограничному имуществу.
А начиная с 1999 года, когда вспыхнули баткенские события, от случайных бомбардировок узбекской авиации, а также в результате взрыва мин, установленных Узбекистаном вдоль границы с соседом, погибли свыше 10 кыргызских граждан. В прошлом году от пуль узбекских пограничников погибли двое граждан Баткенской области Кыргызстана, передает IWPR - Кыргызстан.
Инциденты, происходящие на границе, возможность безнаказанно арестовывать и даже убивать граждан соседнего государства негативно отражаются на межнациональных отношениях двух народов - кыргызов и узбеков, которые начинают видеть в друг друге врагов.
А равнодушие или безволие руководителей двух стран, которые, видимо, считают эти инциденты на границе малозначимыми фактами, лишь обостряет зарождающийся антагонизм и сеют почву для возможных межнациональных конфликтов.
Халмухаммед Собиров - псевдоним независимого журналиста из Андижана.
==============
ЕЩЕ ОДНА НЕРАСКРЫТАЯ СМЕРТЬ НА УЗБЕКСКО-КИРГИЗСКОЙ ГРАНИЦЕ
Халмухаммед Сабиров для IWPR из Андижана
IWPR, Институт по освещению войны и мира, 23.09.2002