Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЛИДЕРЫ

02.04.2002 00:00 msk, Константин Перовский

Недавно газета "SNG.RU" опубликовала в Интернете итоги очередного рейтингового исследования наиболее влиятельных политических деятелей стран Центральной Азии, которые базируются на результатах опроса экспертов и общественности 12 государств Содружества. Максимального балла влияния - 10 - не набрал ни один из политиков. Ближе других к идеальному рейтингу оказались президенты Казахстана Назарбаев, Узбекистана - Каримов, Туркменистана - Ниязов, соответственно получившие 8,9 - 8,6 - 8,1 балла. При этом в числе 15 наиболее влиятельных политиков региона оказались многие оппозиционеры - Жакиянов и Кажегельдин из Казахстана, Шихмурадов из Туркмении, Кулов из Киргизии.

Каждый из них когда-то был в официальной власти. Разница лишь в том, что одни, как Акежан Кажегельдин - бывший премьер-министр Казахстана, подались в демократы из чувства обиды за потерянную власть, а вот другие - осознали необходимость преобразований, когда были в окружении президента, и поплатились должностями за убеждения. В этом ряду бывший губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов, занявший в рейтинге строку даже выше, чем президент Киргизии Аскар Акаев. В оппозицию он и его соратники по движению "Демократический выбор Казахстана" пришли, когда не были услышаны президентом, что политическая система, выстроенная им на основе авторитарности и единоначалия, тормозит преобразования в стране, что надо начинать хотя бы с выборности глав исполнительной власти на местах.

Предлагалось, если у президентского окружения есть сомнения на этот счет, провести референдум. Идея поддержки у власти не нашла. Более того, в ноябре прошлого года несколько высших должностных лиц Казахстана, в том числе вице-премьер Ураз Джандосов и вице-министр обороны Жанна Ертлесова, поддержавшие референдум, были уволены со своих постов за участие в деятельности ДВК. В те ноябрьские дни президент "вычистил" правительство и губернскую власть от всех "мятежников". Даже депутаты парламента, вошедшие в "Демвыбор", были под тем или иным предлогом лишены своих мандатов.

Но под давлением общественного мнения Назарбаев был вынужден пойти и на отставку правительства во главе с Токаевым в январе нынешнего года. Нового премьера Имангали Тасмагамбетова многие считают давним и верным союзником Назарбаева и той фигурой, которая, по мнению обозревателей, поможет президенту выиграть время и ослабить резкую критику ключевых моментов его политического курса. Некоторые аналитики считают, что назначение Тасмагамбетова свидетельствует о слабости власти, пытающейся закрепить достигнутое и обеспечить себе стабильность и преемственность. Другие наблюдатели рассматривают этот шаг как первый симптом надвигающихся политических перемен. В любом случае Назарбаев, по-видимому, вынужден отказаться от династической модели передачи власти, с негодованием встреченной оппозицией.

Но самое неприятное, с чем пришлось столкнуться Назарбаеву в последние дни, это разрастающийся скандал, вызванный широкой оглаской в стране фактов коррупции в высших властных структурах. Недавно премьеру был направлен официальный депутатский запрос с требованием открыть завесу тайны над огромными суммами средств, вроде бы принадлежащих государству, но размещенных на частных счетах в зарубежных странах. Речь идет о тайных счетах в Швейцарии на сумму в сотни миллионов долларов. Оказывается, еще в 1999 году генеральный прокурор кантона Женева открыл несколько уголовных расследований по делу об отмывании денег, в чем оказались замешаны и родственники президента. Примечательно, что дело по "Казахгейту" ведет прокурор Бертосса, известный расследованием счетов бывшего кремлевского завхоза, а ныне госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина.

Почему такое могло случиться? - вот вопрос, которым задаются все мало-мальски значимые политические силы в стране. Многие из них сходятся на том, что президенту начинает отказывать столь присущее ему ранее политическое чутье. Никто не отрицает того, что за время своего долголетнего правления Назарбаеву удалось найти баланс в отношениях с Россией и Китаем, общий язык - с Западом. И даже, несмотря на жесткие рыночные реформы в экономике, которые, впрочем, по мнению оппозиционеров, в последнее время изрядно забуксовали, Назарбаев завоевал у населения заметную популярность. Теперь ощущение, что пик его популярности прошел. Одной из главных причин считают то обстоятельство, что по характеру и методам управления страной Назарбаев становится все более похож на других, известных своей склонностью к авторитаризму руководителей стран Средней Азии. Общее у них - неприятие любого инакомыслия, "выдавливание" политических оппонентов сначала из власти, а затем - их уголовное преследование. Всего несколько примеров.

На днях президент Киргизии Аскар Акаев обвинил лидеров демократов (Феликс Кулов) в дестабилизации обстановки в стране, когда в результате недавних массовых акций протеста против суда над депутатом парламента Бекназаровым в городе Кербенте от рук милиции погибли 5 человек и несколько десятков были ранены. При этом оппозиция призывает официальную власть к конструктивным переговорам. В ответ - применение силы.

Жесткая борьба президента Туркмении Сапармурада Ниязова с оппозицией во главе с Борисом Шихмурадовым уже привела к расколу в рядах туркменской элиты. Постоянный страх местного национального руководства Средней Азии потерять власть принимает в регионе все более абсурдные формы.

Относительно тихо пока только у Ислама Каримова. Оппозиция пока еще никак не организовалась, и, видимо, основные разговоры недовольных властью ведутся, как и в советские времена, преимущественно на кухнях. Да и сам Каримов пока еще не обозначился ни в каких коррупционных скандалах.

Словом, выросшие на традициях партийно-государственного строительства КПСС, большинство лидеров среднеазиатских стран в силу обстоятельств просто не могут не оставаться приверженцами авторитарно-клановой идеологии, от которой демократически настроенные политики столь настойчиво пытаются освободиться.

Именно для этого реформаторски настроенные бизнесмены и политические деятели образовали "Демократический выбор Казахстана", объединяющий основные партии и движения страны. Дилемма, с которой столкнулся сегодня Назарбаев, связана отчасти с тем, что предложения "Демвыбора" носят вполне здравый характер. К слову, в свое время и сам президент высказывался, в частности, за выборы губернаторов, однако при этом неизменно повторял, что страна все еще недостаточно стабильна для такого рода шагов. Сегодня, похоже, уже курс самого Назарбаева становится фактором, расшатывающим стабильность в стране.

Тем не менее обострение политической борьбы в странах Средней Азии может предвещать и более существенные изменения. Новые программы таких движений, как "Демократический выбор Казахстана", вероятно, будут становиться все более привлекательными для быстро развивающегося бизнеса и финансовых кругов стран среднеазиатского региона.