Ташкентские правозащитники пробуют судиться с Министерством юстиции
На 27 января 2004 года в Мирзо-Улугбекском межрайонном суде Ташкента назначено новое слушание дела по иску правозащитника Николая Кунгурова. Иск подан по поводу необоснованного, по мнению истца, отказа принять решение о регистрации в Управлении по общественным объединениям Министерства юстиции Республики Узбекистан Общественного объединения "Demokratia va huquq" ("Демократия и право"). На первое слушание, 15 января, ответчик не явился по уважительной причине - в Управлении это был как раз приемный день.
- За последние годы в Узбекистане официально зарегистрировано всего три правозащитных организации, - утверждает истец Николай Кунгуров. - А шестнадцати организациям было в регистрации отказано по разным и малоубедительным, на мой взгляд, причинам. 7 августа 2003 года, в соответствии с законом Республики Узбекистан "О негосударственных некоммерческих организациях" я предоставил в Минюст все необходимые для регистрации документы. Сотрудники Управления по общественным организациям сначала даже отказывались выдать мне расписку о получении этих документов. И сроки их рассмотрения в последствии были нарушены. Ответ я получил только 13 октября. Причем, в ответе было сказано, что мое заявление о проведении регистрации Общественного объединения "Demokratia va huquq" "оставлено без результата". Я дословно цитирую. Но это противоречит закону о ННО, в статье 23 которого предусматривается только два варианта решения: регистрация или отказ в регистрации. Нарушение конституционных прав граждан во всех случаях должно признаваться нанесением вреда обществу. Поэтому я обратился в Верховный Суд Республики Узбекистан, который передал дело на рассмотрение в межрайонный суд.
Прав или не прав Кунгуров в своих претензиях к Минюсту - решит, разумеется, суд. Тяжба же, судя по всему, предстоит очень долгая и непростая. На мой вопрос, рассчитывает ли Кунгуров на положительный результат своего иска или просто желает этим процессом привлечь к себе и своему объединению внимание общественности, он ответил:
- Я безусловно верю в конечное торжество закона. Этим процессом, каким бы проблематичным он не представлялся, так же хочу показать пример другим правозащитникам и просто гражданам, что нужно в любых обстоятельствах твердо отстаивать свои конституционные, гражданские и политические права.