Осуждение 62-летней женщины привлекает внимание к положению с правами человека в Узбекистане
Правозащитные организации призывают администрацию Буша занять более жесткую позицию в отношении Узбекистана после недавнего приговора, который был вынесен в Ташкенте 62-летней женщине, якобы распространявшей информацию о смерти своего сына в результате пыток. Обвинительный приговор, считают правозащитники, свидетельствует о том, что Узбекистан является ненадежным партнером в борьбе с международным терроризмом.
На закрытом процессе 12 февраля Фатима Мухадирова была приговорена к максимальному шестилетнему сроку заключения по ряду обвинений, включая хранение несанкционированной религиозной литературы, членство в запрещенной религиозной организации и «посягательство на конституционный строй». Ее обвинили в участии в деятельности запрещенной в Узбекистане радикальной подпольной исламской группировки «Хизб ут-Тахрир». По словам наблюдателей, осуждение Мухадировой политически мотивировано и стало возмездием за привлечение ею внимания к подозрительным обстоятельствам смерти ее сына, Музафара Авазова.
По словам правозащитников, член «Хизб ут-Тахрир» 35-летний Авазов погиб от пыток в тюрьме в августе 2002 г. Тюремные власти утверждают, что Авазов умер после того, как сидевшие вместе с ним заключенные облили его горячим чаем. Однако в судебно-медицинском отчете, основанном на полученных данных и проведенное патологами Университета Глазго, говорится, что Авазов был погружен в кипящую воду. На его теле, на шее и задней части головы остались следы обширных кровоподтеков, а на пальцах не было ногтей.
Мухадирова была арестована после того, как потребовала провести расследование в связи с гибелью Авазова. Пытаясь привлечь внимание международного сообщества, она направила в британское посольство фотографии его мертвого тела, которые в конечном итоге стали предметом анализа в Университете Глазго. В лондонской газете «Гардиан» британский посол в Ташкенте Крейг Мюррей заявил, что приговор по делу Мухадировой «отвратителен». Мюррей сказал также, что шансы Мухадировой выжить в тюрьме «очень ограничены».
По мнению представителей нью-йоркской организации Human Rights Watch, обстоятельства этого дела доказывают, что администрации Буша следует отнести Узбекистан к числу стран, в которых нарушается религиозная свобода и не соблюдается американский Закон о свободе вероисповеданий в других странах. «Соединенным Штатам пора наконец признать, что один из их ключевых союзников [в Центральной Азии] систематически нарушает права мусульман», – говорится в письменном заявлении Рэчел Денбер, исполняющей обязанности директора Отделения HRW по Европе и Центральной Азии.
Соединенные Штаты и Узбекистан стали союзниками после трагедии 11 сентября. Ташкент позволил американским военным создать базу в Ханабаде, которая обеспечивает материально-техническую поддержку войскам, проводящим антитеррористические операции в соседнем Афганистане.
Узбекские власти начали преследовать независимых мусульман – которых HRW определяет как «мусульман, отправляющих свою веру за пределами подконтрольных государству мечетей», – после устроенных террористами взрывов в Ташкенте в 1999 г. В последние годы американские власти не склонны оказывать давление на Узбекистан по вопросам нарушения прав человека, считая, что такие действия могут нанести вред сотрудничеству в борьбе с терроризмом.
Стремясь подчеркнуть стратегическое значение Узбекистана для Соединенных Штатов, министр обороны Дональд Рамсфелд собирался в начале декабря в Ташкент, чтобы встретиться с узбекским руководителем Исламом Каримовым. Однако в последний момент визит был отменен по причине плохой погоды. В ноябре, однако, в стране побывала министр сельского хозяйства Энн Венеман, которая, встретившись с Каримовым, назвала Узбекистан «стратегическим союзником Соединенных Штатов» и предложила не только продовольственную помощь, но и содействие в развитии узбекского сельскохозяйственного сектора.
Американские дипломаты прибегают главным образом к «тихой» дипломатии, пытаясь убедить узбекские власти в необходимости улучшения положения с правами человека. По оценкам HRW, в ходе репрессий по меньшей мере 6000 узбекских мусульман были посажены в тюрьмы по причине своих религиозных убеждений. Узбекское руководство всех уровней, начиная с Каримова, неоднократно обещало либерализовать социальные и экономические условия в стране, однако не предпринимает никаких действий для выполнения своих обязательств.
Представители правозащитных организаций надеются, что дело Мухадировой может стать поворотным пунктом в отношении Соединенных Штатов и других стран к Узбекистану. «Это дело как никакое другое показывает непорядочность узбекского правительства», – заявила Акация Шилдс, эксперт по Центральной Азии и сотрудник HRW. Вместо того чтобы проводить реформы, Узбекистан «ведет дела по-прежнему, а людей при этом бросают в тюрьмы».
«Узбекистан не может быть верным союзником Соединенных Штатов в борьбе с терроризмом, если не прекратит преследований мусульман за мирное исповедание ими своей веры», – говорит вашингтонский директор HRW Том Малиновский.
* * *
От редакции. Джим Лоуб – независимый журналист, специалист по финансово-экономическим вопросам, живет и работает в Вашингтоне.