Цена поездки Путина в Узбекистан может оказаться дороже малайзийского контракта
По дороге из Куала-Лумпура на родину Владимир Путин встретился с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. По сути, это была первая встреча лидеров двух стран в "смягченном" официальном формате.
До нее президенты предпочитали общаться только в рамках многосторонних межгосударственных форумов и приемов.
Местом встречи был выбран Самарканд - родина узбекского президента. Официально заявленная тема - сотрудничество "Газпрома" и "Узбекнефтегаза". В соответствии с подписанным в декабре прошлого года соглашением о стратегическом сотрудничестве экспорт узбекского газа в Россию должен увеличиться с 5 млрд кубометров в нынешнем году до 10 млрд кубометров в 2010-м. Кроме того, возрастут объемы прокачки транзитного туркменского газа по газопроводу Средняя Азия - Центр, проходящему по территории Узбекистана. Объемы и условия транзита станут предметом ближайших переговоров газовых ведомств. Однако уже сейчас ясно, что для увеличения объемов потребуется модернизация транспортных сетей и инфраструктуры, в которой рассчитывает поучаствовать "Газпром". Переговорщики предполагают, что "Газпром" также сможет принять участие в конкурсе по продаже 44% акций узбекской компании "Узбектрансгаз". Позиция российских сырьевых компаний в совместных проектах со странами СНГ известна. Она предусматривает приобретение части собственности сопредельного государства и вполне совпадает с прагматичной внешнеэкономической политикой Владимира Путина.
За закрытыми дверями Владимир Путин и Ислам Каримов проговорили около трех часов, но на состоявшейся после беседы пресс-конференции ничего особо интересного журналистам не сообщили. Правда, впервые за три последних года, да, пожалуй, и за все годы независимости суверенного Узбекистана Ислам Каримов публично признался в том, что "есть много ошибок, которые мы совершили в состоянии эйфории". Очевидно, узбекский президент имел в виду попытки республики в первые годы после развала СССР сделать ставку на влиятельных партнеров из дальнего зарубежья. Прошедшие годы показали, что альтруистов среди представителей крупного капитала на Западе немного и республике лучше рассчитывать на собственные силы и помощь проверенных партнеров. Россия, несмотря на многочисленные политические и экономически размолвки, всегда входила в их число. А с учетом того, что в Узбекистане важные экономические решения никогда не принимаются без непосредственного участия президента, вопрос экономической интеграции с Россией - больше политический.
Маловероятно, что президенты в ходе беседы не затронули и один из самых больных для России вопросов - о присутствии в республике "контртеррористических сил" США. До их введения на территорию суверенного государства Дональд Рамсфельд неоднократно заявлял, что это "временная мера" и что военный контингент США в Узбекистане будет расформирован после окончания контртеррористической операции в Афганистане. Формально операция вроде бы уже завершена, однако американские пехотинцы в аэропорту Тузели (близ Ташкента) давно уже чувствуют себя как дома. Если вспомнить о том, что Узбекистан в свое время в одностороннем порядке вышел из Договора о коллективной безопасности, заключенного в рамках СНГ, легко понять беспокойство российских политиков и военных. Видимо, в ходе приватной беседы президентов потребовалось внести наконец ясность в суть проблемы.
Взаимное охлаждение экономических и политических контактов с западными "друзьями" некоторые, не вполне лояльные узбекскому президенту политики объясняют исключительно "внутренними проблемами" семейного характера. На прошлой неделе стало известно о расследовании Генпрокуратурой Узбекистана уголовного дела в отношении компании Roz Trading Ltd, обвиняемой в мошенничестве. Руководители компании - граждане США обвиняются также в вымогательстве, взяточничестве, проведении незаконных сделок по импорту в республику продукции американских предприятий и хищении $15 млн бюджетных средств. Примечательно, что головокружительные успехи компании в начале 90-х многие небезосновательно связывали с родственными узами ее менеджеров и членов семьи узбекского президента.
Так или иначе, но выбор между старыми друзьями и новоприобретенными президент Ислам Каримов, по-видимому, сделал. В этом смысле цена поездки Владимира Путина в Узбекистан может оказаться гораздо дороже малайзийского контракта "Рособоронэкспорта" на $900 млн.