Заявления официальных лиц Узбекистана изобилуют неточностями
Прокурор Узбекистана порицает прессу за неточность и недостоверность, и призывает ссылаться только на официальную информацию. Как удалось обнаружить аналитикам ИА "Фергана.Ру", проведя текстологический анализ первых и последующих заявлений официальных властей для прессы, единственно верные официальные версии зачастую противоречат сами себе. Как же им тогда верить?..
Начнем с неточностей. Место боя (это название фигурировало в сводках новостей) – поселок Ялангач. Так его называют абсолютно все, в том числе и жители, которые сообщали свой адрес корреспонденту ИА "Фергана.Ру". Это большой пригород. Из пресс-релиза прокуратуры мы с удивлением узнали, что это место официально именуется "поселок Салар". Эти данные впервые прозвучали сегодня, 2 апреля, на пресс-конференции генерального прокурора Узбекистана Рашида Кадырова. Впрочем, 30 марта в официальном сообщении МИД Республики адрес указывался такой: …в ширкатном хозяйстве «Умид» Кибрайского района Ташкентской области...
Второе. Прокурор Кадыров, говоря о том, что в первый же день (29 марта) было распространено официальное сообщение, забыл уточнить одну "деталь" – что утром следующего дня журналистам запретили ссылаться на это официальное сообщение и вообще упоминать его. Видимо, в связи с тем, что оно само было «недостоверным и необъективным». Сравним (различия выделяем полужирным шрифтом):
ОТРЫВОК ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕННОГО В ПОНЕДЕЛЬНИК 29-ГО.
«В районе базара Чор-су, пари входе в магазин «Детский мир» осуществлен взрыв, в результате которого погибли два человека. Один из погибших являлся охранником данного магазина, личность второго устанавливается. 7 человек получили ранения различной степени тяжести. По предварительным данным неопознанным лицом взорвано самодельное взрывное устройство.
В 9 часов 24 минуты этого же дня взрыв также был произведен недалеко от медресе Кукельдаш. Он осуществлен с помощью самодельного взрывного устройства, прикрепленного к поясу террориста, личность которого устанавливается».
Отрывок из пресс-конференции, которую примерно в это же время проводил сам Генпрокурор вместе с Министром иностранных дел Садыком Сафаевым.
«В 08.00 возле магазина «Детский мир», расположенном на территории рынка «Чор-су» города Ташкента, неизвестной женщиной произведен взрыв прикрепленного у нее взрывного устройства. В результате теракта 21 человек получили различные телесные повреждения, в том числе 11 сотрудников милиции. Сама террористка, два работника милиции и один малолетний ребенок скончались на месте.
На автобусной остановке рядом с рынком «Чор-су» другой неизвестной женщиной аналогичным способом произведен взрыв, от которого сама террористка скончалась на месте. Работник милиции, попытавшийся предотвратить теракт, от полученных ранений скончался в больнице».
А ВОТ ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ МВД РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, РАСПРОСТРАНЕННОЕ 30 МАРТА.
«30 марта 2004 года в 7 часов 20 минут утра в ширкатном хозяйстве «Умид» Кибрайского района Ташкентской области в махалле «Бойжигит» (улица Карамурт, дом 1 А, кв. 20) силами правоохранительных органов обнаружена группа вооруженных боевиков. В процессе задержания террористы в количестве 20 человек подорвали себя посредством самодельных взрывных устройств.
При этом погибло 3 сотрудника милиции, 5 милиционеров получили ранения различной степени тяжести».
А ВОТ ТО, ЧТО ЖУРНАЛИСТАМ СООБЩИЛ ГЕНПРОКУРОР СЕГОДНЯ. (РАЗЛИЧИЯ ВЫДЕЛЯЮ) (В ВИДУ ИМЕЮТСЯ СОБЫТИЯ 30 МАРТА)
«Предотвращая возможный теракт в местах большого скопления граждан в центре города и спасая жизнь непричастных к этим преступлениям водителя и пассажира, погибли три работника милиции, а 11 из них получили телесные повреждения различной степени тяжести.
В ходе спецоперации террористы оказали ожесточенное вооруженное сопротивление. При попытке прорыва из окружения спецназа, в ходе завязавшейся перестрелки часть террористов была уничтожена, а остальные погибли в результате взрыва совершенного тремя террористами прикрепленных к телу самодельных устройств и двух гранат».
Остается только отметить, что "ошибки" и расхождения, допущенные в сообщениях независимых СМИ, были не намного грубее данных неточностей, закравшихся в официальные пресс-релизы.