Правительство Узбекистана хочет сделать "челноков" "прозрачными"
Бобомурод Абдуллаев передает для IWPR из Ташкента.
Введенный с июня этого года в действие новый порядок ввоза товаров в Узбекистан индивидуальными предпринимателями, называемых в народе "челноками", поставил под угрозу существование в республике этого вида бизнеса.
Принятое правительством страны постановление "Об упорядочении ввоза товаров физическими лицами на территорию Республики Узбекистан", обязало "челноков" с 1 июня ввозить товары исключительно через таможенные посты и уплачивать при этом единый таможенный платеж.
Размер единого таможенного платежа зависит от вида ввозимых товаров. В частности, при ввозе продуктов питания индивидуальные предприниматели должны платить в качестве единого таможенного платежа 50% от стоимости ввозимых продуктов питания и затрат, связанных с их доставкой, а при ввозе промышленных товаров - 90%.
Только после уплаты единого таможенного платежа предпринимателю-импортеру выдается документ, подтверждающий факт ввоза товаров в республику. Согласно постановлению правительства Узбекистана, импортные товары, не прошедшие таможенную регистрацию, будут конфисковаться.
Правительство преподносит этот свой шаг стремлением облегчить бремя индивидуальных предпринимателей, предотвратить ввоз в республику некачественных товаров, защитить отечественного производителя, который стал выпускать продукцию, якобы, "ничем не уступающую импортным товарам".
В преамбуле постановления правительства подчеркивается, что документ принимается "в целях упорядочения ввоза физическими лицами на территорию Республики Узбекистан товаров и упрощения порядка регистрации этих товаров в таможне".
По мнению заместителя начальника департамента методологии Государственного налогового комитета Рустама Бахромова (Rustam Bakhromov), введение 90%-ного единого таможенного платежа на самом деле является облегчением для индивидуальных предпринимателей.
"До 1 июня этого года индивидуальные предприниматели, которые занимались импортом товаров в Узбекистан, платили три вида различных платежей, общая сумма которых составляла около 140% таможенной стоимости ввозимого товара", - говорит Рустам Бахромов.
Однако сами "челноки" совсем иного мнения об этом постановлении правительства. По мнению Гули С. (Guly S.) из Ташкента, новое постановление правительства - документ, закрывающий бизнес "челноков", ставящий очередные искусственные и почти невыполнимые преграды для них, грозит им всем разорением.
"Введение 50%-ного и 90%-ного единых таможенных платежей за ввозимые продукты питания и товары – самый настоящий грабеж, который правительством, как всегда, называется "заботой о предпринимателях", - говорит Гули С.
По словам индивидуальной предпринимательницы из Ташкента Елены Шейкиной (Elena Sheykina), налоговые и милицейские органы уже стали требовать документы о таможенной регистрации и сертификаты качества товаров даже у простых продавцов импортных товаров, которые не занимаются их ввозом в республику.
"Есть случаи, когда милиция забирала у продавцов товары из-за того, что последние не имеют на свои товары требуемых в постановлении правительства документов. По идее, эти документы необходимо требовать не у продавцов, а у импортеров товаров", - говорит Елена Шейкина.
По мнению предпринимательницы Улпатхон Эргашевой (Ulpatkhon Ergasheva), "челнокам" с каждым днем нам становится все труднее и труднее. "За последние 2-3 года размер фиксированного подоходного налога, взимаемого с индивидуальных предпринимателей, увеличился с 16 тысяч до 80 тысяч сумов", - говорит Улпатхон Эргашева.
В Узбекистане деятельность "челноков" стала набирать обороты еще в конце 80-х годов, когда начатая в бывшем Советском Союзе "перестройка" открыла дорогу на многие страны.
С обретением независимости их работа получила бурное развитие, т.к. стали теряться все связи с республиками бывшего Союза, откуда поставлялась продукция, не производимая в Узбекистане. Тогда основным местом "паломничества" "челноков" из Узбекистана стали Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия и другие страны.
В первые годы независимости потребность в импортных товарах в Узбекистане была такой большой, что этим делом стали заниматься не только предприниматели, но и все, кто смог выехать за границу.
А с 1996 года, когда была приостановлена свободная конвертация национальной валюты или же она стала доступной для узкого круга привилегированных, крупных компаний, занятие частным ввозом импортных товаров, и их дальнейшая реализация на рынках, стала единственным возможным бизнесом для частных, мелких предпринимателей.
Постепенно государство через законы и нормативные акты стало вводить в эту сферу определенные нормы и требования, т.к. не угасающий спрос на импортный товар продолжал и продолжает стимулировать расширение деятельности индивидуальных предпринимателей-импортеров.
И сегодня, после 10 лет независимости, узбекский рынок остро нуждается в импортном товаре широкого потребления, поэтому индивидуальные импортеры не теряют свою активность, а правительство продолжает держать в центре внимания этот сектор предпринимательской деятельности.
По мнению экономиста одного научно-исследовательского института в Ташкенте, хотя в последние годы правительство Узбекистана приняло множество постановлений о создании благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, оно одновременно ужесточило требования к нему.
"Одним из последних препятствий для индивидуальных предпринимателей является ограничение передвижения граждан по республике, а точнее введение строго режима паспортной прописки, особенно в г. Ташкенте. Из-за этого намного уменьшились темпы перемещения импортных товаров из одного региона республики, в частности из г. Ташкента, в другой", - говорит работник научно-исследовательского института.
Это подтверждает предпринимательница Улпатхон Эргашева, которая говорит, что страх попасть в милицию из-за того, что паспортная прописка не в Ташкенте, отпугнул предпринимателей из регионов, желающих приехать за товаром в Ташкент.
"Теперь нашим областным коллегам безопаснее ездить за товаром заграницу в Казахстан или Кыргызстан, чем в столицу своей страны", - говорит Улпатхон Эргашева. По ее мнению, в результате таких ограничений, вводимых правительством для индивидуальных предпринимателей, в конце концов страдает простой народ.
"Например, уплата 50%-ного и 90%-ного единых таможенных платежей обязательно приведет к повышению цен на импортный ширпотреб. И до этого мы с трудом сбывали самый дешевый и низкокачественный импорт: у народа нет денег даже на такие товары, не говоря уже о более качественных и дорогих", - сказала Улпатхон Эргашева.
Сегодня узбекские предприниматели недовольны еще и тем, что их не подпускают в процесс создания, обсуждения и принятия законов и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
"Например, о том, что правительство приняло о нас постановление, мы узнали только после опубликования этого документа в республиканской прессе", - говорит индивидуальная предпринимательница Елена Шейкина.
По мнению некоторых "челноков", государство намеренно создает преграды для индивидуальных предпринимателей и не подпускает их к законотворчеству. Гули С. из Ташкента считает, что правительственные чиновники различными документами, в том числе и последним постановлением, стараются ликвидировать "челночный" бизнес.
"Когда мы из-за бюрократической волокиты и высоких таможенных платежей прекратим свой бизнес, то чиновники будут рады: этим делом будут заниматься фирмы и компании, оформленные на их детей, жен или других родственников", - говорит Гули С.
И многим из челноков ничего не остается как наблюдать за тем, что поле для их бизнеса и деятельности, не имеющих больших средств и связей, становится с каждым днем уже и уже.
Бобомурод Абдуллаев – корреспондент IWPR (Institute for war and peace reporting) в Узбекистане.