Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Эксклюзивное интервью министра иностранных дел Узбекистана Садыка Сафаева

02.09.2003 00:00 msk, Интервью

Политика
Эксклюзивное интервью министра иностранных дел Узбекистана Садыка Сафаева

Глава МИД Узбекистана: Садык Сафаев: Цель Узбекистана - это построение светского, демократического общества, базирующегося на рыночной экономике

В связи с празднованием в Узбекистане 12-й годовщины независимости республики глава МИД страны Садык Сафаев дал эксклюзивное интервью агентству "ИНТЕРФАКС".

* * *

- С чем Узбекистан встречает очередную годовщину своей независимости?

- Цель Узбекистана - это построение светского, демократического общества с развитыми институтами демократии и защиты прав человека, гражданского общества, базирующегося на рыночной экономике.

Достижение каждой из названных целей, прежде всего, предполагает изменение мышления людей. Я думаю, имеется немало свидетельств того, что в сознании людей, в их менталитете произошли крупные изменения. Люди поверили в эти цели. Многое из того, что 10 лет назад казалось нереальным, сегодня уже прочно вошло в жизнь. Это и выборы на альтернативной основе, и достаточно развитые институты неправительственных организаций - их свыше сотни в Узбекистане.

В нашем обществе происходит очень важный перелом в осознании роли государства, правоохранительных органов. Это началось с реализации концепции гуманизации правоприменительной системы, которая идет уже несколько лет.

Принцип гуманизации проявляется во многом. Скажем, сейчас у нас сведено к минимуму число экономических преступлений, за которые людей отправляют за решетку. К слову, число заключенных на 100 тыс. населения в Узбекистане составляет 140 человек. В других странах этот показатель выше в два раза и больше.

- Господин министр, каковы на нынешнем этапе приоритеты внешней политики республики?

- В числе приоритетов можно назвать усилия по развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества с целью обеспечению стабильности в регионе.

Понятие независимости позволило, как говорится, обрести себя и в целом обществу и каждому человеку. Этот термин - обретение себя - может в полной мере отнести к узбекским дипломатам. И то, что в десятках стран мира действуют дипломатические миссии Узбекистана, свыше 40 стран представлены в Ташкенте, уже говорит о качественном изменении ситуации.

Если узбекский МИД до независимости представлял собой маленькое учреждение, в котором работало несколько человек, выполнявших представительские функции при сопровождении зарубежных гостей бывшего СССР по историко-культурным достопримечательностям республики, то сегодня МИД - достаточно большой и сложный орган, отвечающий по своей структуре соответствующим стандартам.

- Во время недавнего рабочего визита президента России Владимира Путина в Узбекистан, как сообщалось, главы двух государств рассмотрели широкий спектр вопросов. Вы не могли бы их конкретизировать?

- Вполне объяснимо естественное притяжение Узбекистана и России. Два государства многое связывает. Это и история, и глубокие культурные связи. Заметьте, мы до сих пор находимся в едином информационном поле. Естественно, у людей есть желание, чтобы эти связи не обрывались, а наоборот углублялись. Поэтому наша задача - найти пути, как это сделать.

Если говорить о недавнем визите главы России в Узбекистан, то хочу подчеркнуть, что это было давно ожидаемым событием с обеих сторон. Не хочу повторять внешнюю фабулу того, что было в Самарканде. Правда, хочу заметить, это был первый саммит в Узбекистане такого уровня, состоявшийся в Самарканде. В этом мы увидели знак большого уважения российской стороны к нашим историческим корням.

Дух Самарканда не разочаровал ожидания, связанные с этим саммитом. Была открытая, искренняя обстановка. Не открою секрета, если скажу, что между лидерами двух стран давно установилась, как говорится, "химия персональных отношений". Имеется в виду, что для их отношений характерны взаимное уважение, предельная искренность.

Результаты этой встречи уже начали воплощаться в конкретику. В конце сентября в Ташкенте должна пройти узбекско-российская межправительственная комиссия по сотрудничеству. Сейчас идет интенсивная подготовка с обеих сторон, а уже на днях мы ожидаем главу МИД РФ Игоря Иванова в Ташкенте. Хотя этот визит запланирован в рамках предстоящего в Ташкенте Совета министров иностранных дел стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), мы готовимся к отдельной двухсторонней встрече между руководителями внешнеполитических ведомств двух стран.

На этой встрече мы намерены обсудить состояние двухсторонних отношений, так сказать, сверить часы перед очень важными событиями, накануне которых мы находимся, и обговорить вопросы дальнейшей координации усилий на межмидовском уровне.

- В последнее время по-разному комментируется активизация узбекско-американских отношений. В связи с этим поговаривают об определенном ущемлении интересов России. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Глубоко убежден в ошибочности мнения о том, что в современном мире развитие отношения с одной страной обязательно осуществляется за счет другой страны. Тем более, когда есть такие глобальные проблемы, которые мы называем новыми угрозами, транснациональными источниками нестабильности. В этой ситуации от сотрудничества, совместных усилий выигрывают все.

Действительно, у нас есть важное поле совместной деятельности с США. Миссия, которую они выполняют в регионе, общепризнанна, она имеет важное позитивное значение и совпадает с интересами Узбекистана.

Прежде всего, это то, что они делают в Афганистане, их усилия в борьбе с международной сетью терроризма. Повторюсь, в этом плане все заинтересованы в сотрудничестве на многостороннем уровне.

Хребет международного терроризма, который в свое время свил свое гнездо в Афганистане, сломлен. И хотя еще много угроз и опасностей есть в этой стране, но нам представляется, что процесс стабилизации в Афганистане необратим. Гарантом этого является присутствие сил международной коалиции, постепенное формирование афганской армии, которая в боях с небольшими группировками проходит испытания, выковывает в себе способность быть реальной силой. И, наконец, самое главное - народ Афганистана поверил в будущее. Сотни тысяч людей, которые в свое время покинули свои дома, возвращаются.

Между тем, это отнюдь не означает, что мы видим ситуацию в розовых тонах. Мы понимаем, что у нашего южного соседа еще много проблем. Огромным дестабилизирующим фактором, на наш взгляд, остается наркобизнес, который подпитывает преступность.

Нам хотелось бы, чтобы восстановление экономики Афганистана шло активнее. Пока мы видим, что большое количество ресурсов направляется на реализацию гуманитарных проектов, а не на восстановление экономической инфраструктуры этой страны. Нам кажется, пора уже делать больший акцент на решении проблем собственно экономики Афганистана, а не сиюминутных задач.

Одним из важных инвестиционных проектов Узбекистан считает создание трансафганского транспортного коридора, который свяжет Центральную Азию с портами в Персидском и Оманском заливах. Значение этого для геополитической и геоэкономической ситуации в регионе огромно.

Узбекистан оказывает всемерную помощь в восстановлении Афганистана. Приведу один пример, узбекские специалисты восстановили на территории этой страны восемь мостов, расположенных на стратегической автодороге Хайратон - Саланг - Кабул. На очереди - еще два. И когда эта "дорога жизни" заработает, она привнесет важный элемент не только в экономическую, но и в политическую жизнь Афганистана. Связывающие людей дороги станут фактором объединения страны, у граждан страны появится чувство единения нации.

- Как вы можете прокомментировать мнения о том, что регион и, в частности, Узбекистан становятся местом, где пересеклись интересы великих держав?

- На этой неделе в Ташкенте (3-4 сентября) состоится Совет министров иностранных дел стран ШОС, где в числе других участников будут присутствовать министры иностранных дел России и Китая. Это встреча еще раз убедительно показывает, что интересы ведущих государств мира, если и пересекаются здесь, то со знаком плюс.

Кстати, в ходе визита главы внешнеполитического ведомства КНР мы намерены подписать документ о сотрудничестве в борьбе с тремя угрозами: международным терроризмом, наркобизнесом и экстремизмом.

Каковы ожидания Узбекистана от предстоящего саммита министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте?

Мы придаем очень большое значение сотрудничеству в рамках ШОС. Считаем, что это сегодня одна из наиболее действенных международных организаций. Напомню, что Узбекистан уже в сентябре, сразу после саммита министров иностранных дел принимает на себя обязанности председателя этой организации.

В связи с этим мы надеемся привнести в деятельность ШОС прагматизм, ориентированность на реальные дела.

Большие ожидания республика связывает с организацией Регионального антитеррористического центра (РАТС) в рамках ШОС. Узбекистан делает все необходимое для успешной организации его работы в Ташкенте. Решение об этом было принято на последнем саммите ШОС в Москве. В этом мы видим признание роли Ташкента в борьбе с угрозами миру и стабильности в Центральной Азии. Считаем, что РАТС должен быть не просто информационным центром или дискуссионным клубом, он должен стать реальным рычагом действенного взаимодействия структур, в который вовлечены профессионалы.

- Как предполагается, в сентябре состоится очередная встреча глав СНГ в Ялте. Как Узбекистан оценивает эту встречу?

- Мы готовим свои предложения. Концептуально идеология нашего участия известна, она уже не раз озвучивалась президентом Исламом Каримовым. В частности, Содружество дает серьезные возможности экономического сотрудничества свободного движения товаров, услуг, людей и капиталов. Использование интеграционных возможностей в рамках СНГ на наш взгляд имеет большой потенциал. Исходя из этого мы будем участвовать в этом саммите.

- Узбекистан является одним из инициаторов Организации Центральноазиатского сотрудничества (ОЦОС). В чем его отличие от прежних попыток региональной интеграции. Что ждет республика от этой организации?

- В течение прошлого года Узбекистан председательствовал в этой организации и фактически был первым председателем ОЦАС. За это время были созданы ее важнейшие институты, намечены программы дальнейшей деятельности. В том числе в сфере расширения транспортно-коммуникационных связей, использования водохозяйственных объектов, в энергетике. Созданы предпосылки для финансирования совместных проектов.

Главное заключается в том, что эта организация не замыкается только лишь на экономических вопросах. Повестка дня стала шире, соответственно расширены горизонты сотрудничества, в том числе в экономической сфере.

Например, теперь в рамках ОЦАС начали встречаться предприниматели разных стран в том числе с участием представителей госструктур. Это оказало благотворное воздействие на создание условий для малого, среднего бизнеса, понимание этого важного сегмента рынка.

В прошлом году в Ташкенте состоялась первая встреча руководителей правоохранительных структур государств-членов ОЦАС. Следующая встреча прошла в августе этого года в Оше (Киргизия). Словом, вырабатывается механизм многостороннего сотрудничества в этой важной сфере.

Другое важно событие - состоялась первая межпарламентская встреча государств участников ОЦАС. Участие законодателей в интеграционных процессах позволяет надеяться на то, что теперь будет происходит гармонизация наших законов, их адаптация к нуждам интеграционных процессов.