Взгляд непостороннего. "Экономическая диверсия" - кто виноват?..
Частный предприниматель N, один из тех, о становлении и процветании которых государство неустанно заботится, государству, между прочим, уже не верит. Не так давно, не дожидаясь очередных шагов “по оказанию помощи”, он закрыл свое ЧП и попросил обслуживающий банк перевести все имеющиеся у него на счету деньги в банк сберегательный. Здесь хотя бы теоретически деньги он может получить по предъявлению сберкнижки.
Перевел немало - порядка сорока миллионов сумов. Но даже, если бы он ежедневно и без выходных снимал со сберкнижки по сто тысяч сумов (что вообще невероятно), то ему бы понадобился год с лишним, чтобы получить свои деньги наличными. За это время инфляция существенно подкосила бы сбережения...
Однако наш человек - самый находчивый человек в мире. Что он делает? Он решает купить автомобиль по перечислению, а продать его за наличные. Идея приемлемая, поскольку иного выхода у бывшего предпринимателя, потерявшего желание работать в нашей стране, нет. И тут выясняется, что “Нексию”, к примеру, ему по перечислению не продадут. Можно купить только неходовой и непопулярный в народе “Матиз”, но заплатить за него безналом надо почти на миллион больше, нежели в случае оплаты наличными.
Выхода, подчеркиваю, нет, и N перечисляет почти семь миллионов сумов за машину, которая ему не нужна в принципе.
Дальше - базар, на который он исправно ездит три недели подряд. В конце-концов машина “уходит”, но в пересчете на свободно конвертируемую валюту продавец дополнительно теряет порядка тысячи долларов США. Он закрывает глаза на потери, потому что ему, дабы полностью выбрать из сбербанка свои деньги, надо купить еще четыре “Матиза”...
Другой частный предприниматель К с утра спешит на встречу с второстепенным чиновником из ведомства, выдающего лицензию на производство колбасных изделий. В руке у него объемистая сумка, где лежат деньги, предназначенные для дачи взятки. Двести тысяч сумов в пачках купюрами по пятьдесят. Спрашиваю, почему несет мелочью: чтобы считать замучились, гады...
Иностранный инвестор Р, который год находится в нашей стране только потому, что не может вернуть незаконно отнятые у него Национальным банком внешнеэкономической деятельности 864 тысячи долларов. На протяжении всех последних лет он судится с банкирами, но конкретный результат тяжбы сегодня так же далек от Р, как и пять лет назад. При том, что многие наши ответственные чиновники, имеющие прямое отношение к финансам, признают, что отъем денег совершен вопреки законам. Признают, но не берут на себя ответственность деньги возвратить. С учетом процентов (Нацбанк ВЭД пользуется чужими средствами седьмой год) это уже весьма солидная сумма...
В одном из лагерей до сих пор содержится осужденный, бывший депутат парламента, посмевший несколько лет назад попытаться организовать в нашей стране производство куриного мяса. В свое время он выкупил для этого заброшенную птицефабрику, ввез сюда дорогостоящее оборудование и, что главное, баснословно дорогую элиту бройлерных цыплят, которая и должна была стать залогом успеха.
Но, как только стало ясно, что через год - полтора бизнесмен завалит республику дешевым, а значит, доступным для населения куриным мясом, у него начались проблемы. С подачи прокуратуры против А и товарищей было возбуждено уголовное дело, в результате которого предприниматель оказался за решеткой, его оборудование сегодня неизвестно где, а уникальное и дорогое поголовье бройлеров по сути растворилось на наших бескрайних просторах.
Мы же по-прежнему довольствуемся импортными “ножками Буша” по ценам, которые нам поставщики и посредники фактически диктуют...
...Фактов, схожих, аналогичных или идентичных приведенным выше, автор может привести еще десяток, но не для этого он взялся за перо.
Меня беспокоит другое. Сегодня, судя по тону выступлений чиновников от таможни, налоговой службы, прокуратуры и иже с ними, людям неискушенным в тонкостях бизнеса пытаются внушить, что все беды с перебоем, качеством и номенклатурой товаров вызваны агрессивной и противозаконной деятельностью предпринимателей из ближнего зарубежья. Именно они, дескать, подрывают нашу экономику, вымывая из Узбекистана национальную валюту и затоваривая отечественный рынок продукцией сомнительного происхождения.
Другими словами, те же таможенники, в обход (или с негласного благословления) которых в страну везут плохую продукцию, те же служители налогового ведомства при попустительстве (или с негласного благословления) которых этот товар реализуется повсеместно, начали “переводить стрелки” и искать крайнего.
Справедливости ради стоит сказать, что Узбекистан сегодня - это действительно помойка, куда сбрасывают все - от неработающих батарей - до одноразовой обуви для покойников и бытовой техники для дилетантов. Все так. Но давайте задумаемся и о другом.
Почему за одиннадцать с лишним лет независимости наша страна не стала привлекательной для бизнесменов и создания здесь солидных предприятий, выпускающих все необходимое для людей.
Ладно, не обязательно все, но хотя бы какой-то минимум, не требующий солидных капитальных вложений. Хуже того, большая часть товаров, производство которых в стране существует, не выдерживает даже непредвзятой критики.
Костюмы, выпускаемые сегодня некогда широко известным швейным объединением “Юлдуз”, стыдно одеть. А цены на них поистине запредельные.
Йогурт, сделанный в Узбекистане значительно хуже и дороже импортного.
Отечественной обуви практически нет, а на ту, что есть лучше вообще не смотреть.
Уверен, что уважаемые читатели назовут как минимум два - три десятка позиций, по которым мы не можем конкурировать с самым примитивным импортом.
Главная причина сложившейся ситуации, на мой взгляд, (отнюдь не претендующий на объективность) в системе, при которой легальное производство и не менее легальная торговля становятся делом крайне невыгодным.
Слишком многих чиновников необходимо накормить еще на стадии оформления и создания предприятия.
Слишком многих приходится кормить и во время работы.
Надо платить и за пресловутую “крышу”, функции которой, будем говорить откровенно, у нас давно выполняют конкретные сотрудники конкретных правоприменительных ведомств. В большей степени это относится к милиции и прокуратуре. (На днях в редакции был владелец магазинчика с прокурорской “крышей”. При ежемесячном обороте в два миллиона сумов, двести тысяч из них он заносит “куратору”).
Тотальная коррупция - от границы - до прилавка, от завода - до магазина создала ситуацию, когда люди, поверившие было государству, бросают все и покидают республику. Они были готовы играть по правилам, но государство и его чиновники не только постоянно меняли правила, но, преследуя свои, отнюдь не государственные интересы, зачастую делали все для того, чтобы уничтожить нарождающийся средний класс. Напомню, что по степени коррумпированности госаппарата Узбекистан стоит на втором месте в СНГ. И только наличие Азербайджана не позволяет нам стремительно выйти на первое. Мы же предпочитаем этого не замечать и ищем “врага” за пределами республики.
Более того, мы идем на нарушения Конституции, лишая гражданина Узбекистана свободы передвижения. Вопрос в том, какой эффект от этих мер будет достигнут. Не исключено, что он будет прямо противоположным тому, что кто-то и ожидает.
Да, теоретически можно наглухо закрыть границы и все существующие в стране базары. Можно добиться того, что все население страны станет “водоплавающим”, переправляясь на самодельных плотах в соседние страны в поисках более дешевых продуктов питания, одежды и прочих необходимых ему вещей. Можно даже закрыть глаза на то, что часть невольных контрабандистов попросту утонет в небольших каналах.
Но, кто от этого выиграет? Простой человек с весьма скромными доходами? Нет, выиграют, опять-таки чиновники, которые уже давно наловчились делать большие деньги даже на маленьких запретах. Фактически именно их действия в существенной степени и есть экономическая диверсия против Узбекистана.
Сегодня необходимо понять, что нельзя насильно загнать всю страну в “прокрустово ложе” внутреннего рынка. Нельзя построить и “железный занавес”, отгородившись от остального мира.
Единственный выход из сложившегося положения - это не рассуждать о либерализации экономики, не проводить ежедневные совещания по этому поводу, а дать людям возможность свободно, беспрепятственно, но в рамках законодательной и нормативной стабильности наращивать экономический потенциал государства.
Не наказывать их за малейшее отступление от буквы нередко взаимоисключающих инструкций, не шантажировать их тюрьмой и длительной отсидкой, а содействовать их процветанию.
Да, другого не дано, но будем все-таки реалистами. Чиновный люд, привыкший считать людей за грязь под ногами, помыкать людьми, а не исполнять их волю, так просто свои позиции не сдаст. В странах со сложившейся демократией противовесом произволу чиновника служат общественные организации, общественное мнение и само общество готовое к активному протесту. Мы пока не достигли этого уровня, но стремиться к нему необходимо уже сейчас.
Упустим момент, так и будем бессловесны и бесправны. Не упустим, пойдем вперед.
И быстро, поверьте.
* * *
Подпишитесь на ежедневный полнотекстовый дайджест СМИ России и СНГ "Центральноазиатские новости", чтобы быть в курсе всех событий региона!
Содержание последнего выпуска здесь. Условия подписки - здесь.