Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Смертники в Ташкенте впервые опробовали тактику чеченских и дагестанских боевиков

02.04.2004 09:50 msk, Санобар Шерматова

Кто обучил шахидов кровавому ремеслу? Расследование "МН" началось 10 лет назад.

В Узбекистане ищут ответы на вопросы: кто несет ответственность за организацию серии терактов, какие цели преследовали террористы и с какими зарубежными центрами они были связаны. На протяжении более чем десяти лет "МН" проводят собственное расследование деятельности радикальных группировок на Северном Кавказе и в Средней Азии. Речь, в частности, об Исламском движении Узбекистана (по другой версии - Туркестана) и партии Хизб-ут Тахрир (партия исламского освобождения), действующих на территории Средней Азии. Эти две подпольные организации значатся первыми в списке подозреваемых. Публикуемая ниже версия событий в Узбекистане основывается на результатах нашего расследования.

КТО ?

Боевики Исламского движения Узбекистана не раз участвовали в вооруженных конфликтах с частями узбекской армии. Их активность явно пошла на убыль после того, как талибы перестали контролировать Афганистан, где базировалось движение. Отдельные боевики, по информации "МН", через Таджикистан вернулись в родные края и могли принять участие в организации терактов.

Иначе обстоит дело с партией Хизбут Тахрир, действующей в подполье. До сих пор обвинения в ее адрес не подкреплялись твердыми доказательствами. Появились ли они теперь?

Эта партия со штаб-квартирой в Лондоне занимается пропагандой идеи строительства всемирного исламского государства. Но эта деятельность расценивается властями Узбекистана как подрывающая устои светской республики. Мирные акции протеста партийцев обычно заканчивались арестами. В местах заключения, как свидетельствуют международные правозащитные организации, членов партии подвергают пыткам.

Примерно три года назад руководство партии приняло решение активно вовлечь в свою деятельность женщин. На улицы Ташкента и других городов вышли жены, сестры, матери заключенных. Закутанные в черные покрывала молчаливые женщины пикетировали столичную мэрию, протестуя против насилия, которому подвергались в тюрьмах их родственники. Акции были одиночными, тем не менее они спровоцировали жесткий ответный удар со стороны властей.

После этого в рядах подпольной партии произошел раскол. В конце прошлого года "раскольники" призвали соратников отказаться от ненасильственных действий, взять в руки оружие и начать борьбу с существующим в Узбекистане режимом. Интересно, что именно к этому периоду относится сообщение, указывающее на смену планов подпольщиков.

В первоначальных программах партии Узбекистан (как и остальные мусульманские республики бывшего СССР) был зачислен в число стран, где приход к власти исламского руководства возможен в отдаленном будущем. Но в конце прошлого года партия якобы решила, что в стране уже сложились условия, позволяющие ускорить переход к исламскому правлению. Существует ли связь между этим решением и последними событиями в Узбекистане? Ответить на этот вопрос можно, уяснив, какие цели преследовали боевики.

ВЫБИТЬ ОПОРУ ВЛАСТИ

По официальным данным, в Ташкенте произошло пять взрывов, и еще один - в поселке Кахрамон Бухарской области. Рассказы очевидцев дополняют официальные сообщения. Основываясь на свидетельствах, можно говорить о нескольких самостоятельно действующих группах боевиков. Женщины-смертницы подорвали себя на базаре "Чорсу" и неподалеку от медресе Кукельдаш вместе с сотрудниками милиции. Группы мужчин и женщин на автомобилях пытались прорваться в Ташкент, а когда были остановлены для досмотра постовыми ГАИ, взрывали машины или, отстреливаясь, уходили. Среди погибших много сотрудников милиции. Похоже, что именно они являлись мишенью смертников.

Напомним, что почти все прежние пикеты женщин были направлены против милицейского произвола.

Надо сказать, что такую же мишень для своих ударов чаще всего выбирают и боевики на Северном Кавказе. Убийства милиционеров и сотрудников службы безопасности президента Ахмада Кадырова стали в Чечне обыденностью. А в Дагестане с начала года от рук убийц пали 18 сотрудников МВД и ФСБ, в основном офицеры, занимающиеся борьбой с экстремизмом. Считается, что такая тактика существенно ослабляет власти .

Теперь эту тактику переняли узбекские боевики. Несколько месяцев назад на зарегистрированных за рубежами Узбекистана сайтах оппозиции появились призывы к сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб отказаться от защиты "антинародного" режима и встать в ряды борцов за всеобщее счастье. Последние события позволяют оценить эти призывы как своего рода предупреждение тем, кто является опорой нынешней власти.

Против милиции с оружием в руках вышли малоопытные боевики - это уже очевидно. В первый же день после подрывов женщин-смертниц власти перекрыли въезды и выезды из Ташкента, что дало возможность на следующий день при проверках обнаружить автомобили, на которых, видимо, ввозили в столицу взрывчатку для новых шахидов.

"ТЕМНЫЕ СИЛЫ"

Президент Ислам Каримов обвинил в организации терактов "темные силы" за рубежами Узбекистана, которым "не по душе успехи страны". Кого имел в виду президент, станет известно через несколько дней, когда правительственная комиссия опубликует результаты расследования. Не исключено, что наряду с Исламским движением Узбекистана и партией Хизбут Тахрир назовут "Аль-Каиду". Могут также прозвучать фамилии лидеров оппозиции, проживающих за рубежом. Но это отнюдь не решит проблему.

Радикальная оппозиция выросла на родной почве. Она прошла стадии от листовок и мирных пикетов до призывов к смене строя. Радикальные лозунги поначалу не вызывали никакого интереса у населения. Ситуация стала меняться под воздействием двух факторов - ухудшения экономического положения и жестких мер властей по отношению к религиозным диссидентам.

Отсюда и вытекает прогноз. В поисках террористов правоохранительные органы начнут масштабную охоту. Аресты подозреваемых, виновных и невиновных, вызовут новую волну протеста членов их семей, оставшихся без кормильцев и приговоренных к голодному существованию. И на гребне этой волны наверняка окажутся исламские радикалы, готовые к новым попыткам "расшатать" ситуацию.

Статья подготовлена при содействии фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров