Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Проект памятника великому узбекскому поэту Алишеру Навои в Москве отвергнут?

17.05.2002 00:00 msk, Леонид Смирнов

Вчера в московском парке Дружбы, что у Речного вокзала, был торжественно открыт закладной камень будущей скульптурной композиции "Астана". Это монументальное сооружение станет подарком от дружественной столицы Казахстана Москве. Дружба народов - дело святое. Однако Москве в последнее время так много всего дарят, что размещать "каменных гостей" уже негде.

Самого монумента в честь Астаны пока нет - есть небольшой камень розового гранита, возле которого аким (мэр) казахстанской столицы Адильбек Джаксыбеков и первый зам мэра Москвы Людмила Швецова торжественно разрезали ленточку.

- "Астану" я видел на градостроительном совете, - сообщил "Известиям" заслуженный архитектор России Лев Лавренов. - Это женщина в национальной одежде: в высоком колпаке, с мечом в руке. Большая. Но у памятника Астане в любом случае есть одно важное преимущество: он устанавливается в парке Дружбы.

Это место, по словам архитекторов, "еще с советских времен зарезервировано на тот случай, когда нам что-нибудь дарят".

Место хорошее, рядом с метро. Сейчас в нем расположены обшарпанный памятник советско-венгерской дружбы 1976 года, памятник Сервантесу, подаренный Испанией в 1981 году, бронзовый Рабиндранат Тагор, с которого свистнули табличку с датой (впрочем, Индия - страна вечности), стела - дар инвалидов борьбы за свободу Дании (1986 год), посаженное в 1993 году ооновское Дерево мира Шри Чинмоя, - пока, пожалуй, все. Выставочного пространства в парке хватит еще многим московским друзьям.

Но вот проблема: далеко не всех друзей удовлетворяет парк Дружбы. В частности, на последнем заседании комиссии Мосгордумы по монументальному искусству были отвергнуты сразу два дружественных проекта памятников: великому узбекскому поэту Алишеру Навои и другу Петра I князю Багратиони (первому в России маршалу артиллерии - не путать с полководцем 1812 года).

Навои, конечно, заслуживает памятника. Однако его предлагалось установить на Добрынинской площади, практически в центре Москвы, и в масштабе "две с половиной натуры".

Между тем слово "дар" тоже надо понимать диалектически. Вот памятник Навои - бескорыстный дар Москве от Узбекистана. Другое дело - грузинский царевич Багратиони. Он, конечно, тоже дар, от Грузии, но какой-то неполноценный: к его сооружению предлагается привлечь префектуру Северного округа Москвы. Багратиони пока должен быть установлен у метро "Аэропорт", как раз напротив памятника немецкому товарищу Эрнсту Тельману. Однако против этого возражают члены комиссии по монументальному искусству. Они единодушно предлагают поставить памятник на территории грузинского посольства или около него.

- И потом, скульптору выплачивается гонорар. Разумеется, из городских денег. А где их брать? - говорит "Известиям" Нина Молева. - И уж конечно, все работы по установке ведутся за счет города. То, что вы видели, - это еще очень малая часть подковерной борьбы по "пробиванию" памятников. Кстати, на очереди у нас принцесса Диана работы Зураба Церетели - ей прочат место на Лубянской площади.