Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кого все-таки задержали в Москве - исламистов или простых хлебопеков?

25.06.2003 00:00 msk, В.Пономарев

Религия

Правозащитный Центр «Мемориал» - Memorial Human Rights Center

103051 Россия Москва Малый Каретный пер. дом 12

т.(095)-200-65-06

24.06.2003

ОПЕРАЦИЯ РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ

ПРОТИВ «ИСЛАМСКИХ ЭКСТРЕМИСТОВ» В МОСКВЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ И РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ.

9 июня 2003 г. российские информационные агентства сообщили, ссылаясь на Центр общественных связей ФСБ РФ, о проведении в Москве в ночь с 6 на 7 июня грандиозной операции, направленной на пресечение деятельности «исламской террористической организации «Хизб ут-Тахрир». В ходе этой операции на территории производственного комплекса НИИ «Гранит» был задержан 121 чел., в основном, мигранты из Таджикистана и других стран Центральной Азии. 55 из них, по словам начальника ЦОС ФСБ Сергея Игнатенко, «признаны активными участниками организации, остальные подозреваются» («НГ» 11.06.2003). Кадры, демонстрирующие, как десятки задержанных стоят во дворе завода лицом к стене с заведенными за голову руками, были показаны в новостях по большинству каналов российского ТВ.

Авторы публикаций в ведущих российских газетах за 10-11 июня рисовали устрашающую картину раскрытого «исламского заговора». «В Москве задержаны 55 террористов с оружием» – сообщало НТВ.RU. «ФСБ поймала боевиков подпольной исламистской организации, готовивших государственный переворот, - писали «Известия» (10.06.2003). – …Достичь своей цели экстремисты собирались путем террора и разжигания межнациональной розни».

Согласно официальной информации, в отношении 2 задержанных было возбуждено уголовное дело. Остальных исламистов, как указывалось в публикации газеты «Комерсантъ» (10.06.2003), «вышлют из страны» за проживание без регистрации.

Журналисты, основываясь на информации ЦОС ФСБ, утверждали, что члены «Хизб ут-Тахрир» еще в 1995 г. планировали «одновременно устранить» президентов Украины и Азербайджана, а в 1999 г. готовили покушение на Ислама Каримова («Время новостей» 10.06.2003). В качестве террориста упоминался член «Хизб ут-Тахрир» Нодир Алиев, задержанный в Москве в мае 2001 г. и экстрадированный в Узбекистан («Известия» 10.06.2003).

Изучение материалов, имеющихся в распоряжении ПЦ «Мемориал», показывает, что информация ЦОС ФСБ об операции 6-7 июня и о деятельности партии «Хизб ут-Тахрир» не соответствует действительности.

1. Сотрудниками ПЦ «Мемориал» были опрошены 4 выходцев из Центральной Азии, задержанных в ходе операции 6-7 июня. Все они являлись работниками пекарни ООО «Рантея», являвшейся основным объектом «атаки» спецслужб.

По их словам, вечером 6 июня на территорию НИИ «Гранит» вбежала группа вооруженных автоматами людей в масках. Десятки работников пекарни и строительных рабочих были выведены во двор и поставлены лицом к стене. Позднее были зафиксированы паспортные данные каждого из них, произведена видеосъемка, однако задержание документально не оформлялось, и никаких вопросов «задержанным», кроме уточнения анкетных данных, никто не задавал.

В ходе проведения операции по подозрению в незаконном хранении боеприпасов и взрывчатых веществ были задержаны управляющий пекарни ООО «Рантея» Алишер Мусаев, 1971 г.р., гражданин Кыргызстана, уроженец г.Узген Ошской области, и водитель пекарни Акрам Джалолов, 1961 г.р., гражданин Таджикистана, уроженец г.Худжанда. Вместе с ними в ОВД Перово были доставлены 6 работников ООО «Рантея», ночевавшие в одной комнате с А.Джалоловым, в постели которого были изъяты 2 тротиловые шашки, детонаторы и издания «Хизб ут-Тахрир».

6 работников пекарни были допрошены в ОВД Перово 7 июня и освобождены вечером того же дня. Допросы касались, в основном, деятельности и круга общения А.Мусаева и А.Джалолова, которым позднее было предъявлено обвинение по ст.222 ч.1 УК РФ).

Как видно из этого описания, достоверность которого подтверждается различными источниками, утверждение ЦОС ФСБ о задержании в ходе операции 6-7 июня 55 членов «террористической организации «Хизб ут-Тахрир» является дезинформацией.

Если бы действительно были задержаны 55 террористов, планировавших насильственные преступления на территории России, неужели спецслужбы не провели бы хотя бы элементарный опрос «исламских боевиков»? Вопреки заявлениям «силовиков», ни один задержанный не только не был депортирован из РФ, но даже ни с одного из них не была взята подписка о невыезде. Между тем в связи с закрытием пекарни ООО «Рантея» уже через сутки большинство мнимых «террористов» сменило место жительство, многие перебрались в другие регионы России. Все это очень плохо укладывается в официальную версию разоблачения спецслужбами «исламской террористической организации».

2. В качестве доказательства разоблачения «террористической группы» в прессе фигурируют изъятые у Мусаева и Джалолова боеприпасы и исламская литература. Согласно материалам следствия, в ходе осмотра в одной из машин ООО «Рантея» было обнаружено 176 г пластида, 3 ручные гранаты и 15 листовок «Хизб ут-Тахрир». Из кармана куртки А.Мусаева были изъяты 2 запала к ручным гранатам, а из подушки кровати Акрама Джалолова - 2 тротиловые шашки, два детонатора с огнепроводными шнурами, а под матрасом - 38 листовок и две брошюры «Хизб ут-Тахрир».

Хотя происхождение этих предметов должно выяснить следствие, уже сейчас некоторые обстоятельства их обнаружения вызывают сомнения. Например, согласно показаниям Джалолова, совпадающим с рассказом работников ООО «Рантея», в момент проведения осмотра помещения Джалолов находился во дворе вместе с другими работниками пекарни. Через какое-то время один из сотрудников правоохранительных органов задал вопрос: «Кто шофер?» Когда Джалолов сообщил, что является шофером пекарни, его попросили показать место ночлега и вновь вывели во двор. Позднее его снова привели в общую спальную комнату, где ночевали работники «Рантеи», и продемонстрировали изъятые из его кровати боеприпасы и листовки. Ни сам подозреваемый, ни другие работники ООО «Рантея» при обнаружении боеприпасов и листовок не присутствовали и об их происхождении ничего сообщить следствию не смогли.

Вызывает серьезную озабоченность и то, какими методами работники правоохранительных органов пытались на месте задержания получить признательные показания у Мусаева и Джалолова.

Так, при встрече с обоими задержанными 8 июня адвокат Владимир Чумак заметил, что у Джалолова выбиты два передних зуба и идет кровь из раны на ноге. Сам Джалолов, попросив об оказании медицинской помощи, сообщил, что вскоре после задержания в подсобном помещении ООО «Рантея» его избивали 5-6 человек, зубы были выбиты от удара каской, а раны на ноге были нанесены ножом, когда от него там же пытались добиться признательных показаний. У Мусаева были видны ушибы на ребрах и капли крови на рубашке. Чумак потребовал проведения медицинского освидетельствования задержанных, которое не было проведено после задержания.

3. В сообщениях прессы арестованные Мусаев и Джалолов фигурируют чаще всего как руководители «московского филиала исламской террористической организации». Например, «Коммерсантъ» (10.06.2003) утверждал, что «задержание было проведено в тот момент, когда руководители московского филиала» «приехали к соратникам». У читателя может создаться впечатление, что ФСБ и МВД чуть ли не предотвратили некое собрание членов «экстремистской организации».

В действительности, не было ни «приезда руководителей», ни попытки собрания. Как следует из рассказов бывших работников ООО «Рантея», в момент проведения операции Мусаев находился в своем рабочем кабинете, а Джалолов, развезя утром лепешки, начиная с обеда находился в комнате отдыха. Остальные работники пекарни либо отдыхали, либо были заняты производственным процессом.

Бывшие работники ООО «Рантея» особо подчеркивают, что ночевавший вместе с другими рабочими Джалолов не читал намаз, что плохо согласуется с заявлениями властей о его лидерстве или членстве в радикальной исламской организации.

Что касается Мусаева, то в некоторых публикациях утверждается, что Мусаев являлся руководителем ячейки «Хизб ут-Тахрир». Ячейка (халка) – это низовая структура «Хизб ут-Тахрир», объединяющая не более 5 членов. Если даже допустить, что Мусаев являлся руководителем халки, то он никак не мог быть руководителем «московского филиала» «Хизб ут-Тахрир» с десятками или, возможно, сотнями членов.

4. В информации ЦОС ФСБ «Хизб ут-Тахрир» фигурирует как террористическая организация. Как известно, 14 февраля 2003 г. Верховный суд РФ на основе материалов, представленных российскими спецслужбами, принял решение о включении этой исламской партии в число 15 террористических организаций, запрещенных на территории России.

Это решение представляется весьма сомнительным хотя бы вследствие того, что за 50 лет существования «Хизб ут-Тахрир», насчитывающей десятки тысяч членов, ни в одной стране мира этой организацией ни было осуществлено ни одного теракта или попытки совершения теракта. То, что «Хизб ут-Тахрир» не является террористической организацией признано и официальными учреждениями США, проявляющими, как известно, серьезную озабоченность проблемами «международного терроризма».

В документах «Хизб ут-Тахрир» специально подчеркивается, что эта организация «никогда не использует оружия и насилие, не занимается террористическим актами и взрывами и никогда не сделает ни одного шага в этом направлении».

Члены «Хизб ут-Тахрир», действительно, осуждают западную демократию и призывают к созданию всемирного исламского халифата, в этом смысле их идеологию можно считать радикальной, однако обвинять их в терроризме нет никаких оснований.

Вопреки утверждениям ряда российских журналистов, «Хизб ут-Тахрир» не имеет никакого отношения к попытке покушения на Ислама Каримова в 1999 г. Упоминаемый в некоторых публикациях член «Хизб ут-Тахрир» из Узбекистана Нодир Алиев также не имел никакого отношения к терроризму. Он был экстрадирован в Ташкент после отказа сотрудничать с российскими спецслужбами, осужден за призывы к созданию исламского государства и недавно амнистирован. Едва ли он вышел бы на свободу в Узбекистане, если бы был замешан в терроризме.

Подведем некоторые итоги. Сенсационное сообщение спецслужб о задержании в Москве 55 «исламских экстремистов», включая руководителей «московского филиала террористической организации», на поверку оказалось блефом. Реальный результат: обвинение двух выходцев из Центральной Азии в незаконном хранении боеприпасов, вина, по крайней мере, одного из которых крайне сомнительна. Хотя по результатам экспертизы листовок арестованным может быть предъявлено дополнительное обвинение, в целом, можно констатировать, что масштабная межведомственная операция МВД и ФСБ РФ потерпела фиаско и имела весьма отдаленное отношение к борьбе с реальной угрозой терроризма.

Виталий Пономарев,

директор Программы мониторинга

прав человека в Центральной Азии