Казахстан отказался от присоединения к Конвенции ООН против пыток
Правоохранительным службам Казахстана не по душе пришлись два основополагающих пункта этого международного документа. Один из них предоставляет право ООН самостоятельно проводить независимые расследования в странах, заподозренных в причинении насилия. Другой предусматривает прием комитетом заявлений непосредственно от граждан, пострадавших в полицейских застенках.
Пытки, истязания и даже убийства подозреваемых и свидетелей, а зачастую и просто беспричинно задержанных граждан стали основным и единственным способом получения нужных следствию показаний. По свидетельству устькаменогорского журналиста Сергея Васильева, девять месяцев отсидевшего в следственном изоляторе по сфабрикованному уголовному делу, пыткам и издевательствам с применением электрического тока подвергаются все подследственные.
Совсем недавно в реанимационное отделение 1-й городской больницы Павлодара в очень тяжелом состоянии был доставлен бывший аким Павлодарской области, а ныне лидер движения "Демократический выбор Казахстана" Галымжан Жакиянов. Накануне этот видный общественный деятель был подвергнут восьмичасовому допросу "с пристрастием" следователем Гусманом Кусаинобым. Во время допроса с Жакияновым случился инфаркт. Приглашенный друзьями подследственного для оказания медицинской помощи врач московского института Виктор Васильев не был допущен следователем к больному. Только после вмешательства депутатов парламента и видных общественных деятелей Жакиянов был доставлен в больницу. По личному приказу министра внутренних дел Каирбека Сулейменова медикам и полицейским строго запрещено информировать общественность об этом происшествии.
Силовые генералы не только отдают приказы о пытках, но и сами зачастую грешат рукоприкладством. Так, глава казахского Комитета национальной безопасности Нартай Дутбаев в состоянии опьянения избил своего подчиненного полковника Артыкбаева. Не отстают от силовиков и генералы по гражданским ведомствам. Например, отменный каратист министр финансов Зейнулла Какимжанов в своем служебном кабинете нанес телесные повреждения подчиненному.
По примеру министров и стражей порядка пытки и истязания применяют и владельцы частных фирм, окружившие себя толпами вооруженных охранников и телохранителей. Учредитель и владелец устькаменогорской корпорации "ЭСКОР" Далел Омарханов избил своего рабочего только за то, что работники ГАИ изъяли у него водительское удостоверение. Второй работник был покалечен за запах спиртного.
Кулаки и полицейские дубинки повсеместно и безнаказанно применяются в Казахстане и против вышедших на митинг пенсионеров, и против засидевшихся допоздна у подъезда подростков.