Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Благо это или зло - иностранные рабочие в столице России?

11.11.2002 00:00 msk, Виктор Башкин

Кто сегодня в Москве и Подмосковье строит жилые дома, торговые центры, дачи, укладывает асфальт, очищает город от мусора, ремонтирует москвичам квартиры? В основном гастарбайтеры: рабочие из стран ближнего зарубежья - украинцы, белорусы, молдаване, таджики, армяне. Они съезжаются в столицу с одной целью: заработать. Они не отнимают у нас рабочие места - там, где месяцами вкалывают приезжие, ни один москвич не выдержит и суток.

Не таясь в Белокаменной работает "черная биржа" у Киевского вокзала и на Каширском строительном рынке. Действует целая сеть "бригадирш по телефону", нелегальную работу можно без труда найти и по газетным объявлениям. Для приезжих строителей работа найдется всегда. Все происходит по четко отлаженной схеме: газетные объявления приводят гастарбайтеров в фирмы без вывесок, где за 500 рублей барышня с накрашенными губами заносит их в некую картотеку и выдает несколько адресов московских строек.

Недалеко от моего дома не по дням, а по часам стремительно растет элитный жилой дом-башня. Работают мужики, как раньше говорили, ударно - круглые сутки и практически без перекуров. Поймать кого-нибудь из них, когда они покидали стройку, чтобы сходить в магазин, и втянуть в разговор было практически невозможно. Людям было явно не до того. И все же мне удалось побеседовать с одним из рабочих. Выяснилось: родом он с Украины. Живет где-то под Винницей. Дома остались жена и двое ребятишек. Пару лет назад Николай - так звали моего собеседника - работал на одной из строек в областном центре. Деньги платили не ахти какие, но на жизнь худо-бедно хватало. Правда, длилось это недолго.

Со стройки пришлось уйти - попал под сокращение штата. Попытался было найти работу в другом месте, но тщетно. Помыкался месяц, другой и решил податься за рублем в Белокаменную. Слышал от земляков: дело верное. Да не один, а с бригадой. Все строители, мастера каких поискать. Про таких говорят: золотые руки.

"Ну и как работается?" - спрашиваю собеседника. "Нормально, жить можно". На все мои дальнейшие расспросы об условиях труда, заработной плате, бытовых проблемах Николай распространяться не стал. Как и его товарищи. По всему было видно, что за время пребывания в Первопрестольной они накрепко усвоили несколько правил, главное из которых: чем короче язык, тем спокойнее и дольше будешь работать.

Чтобы все-таки выяснить, как живется в Москве рабочим из стран СНГ, в один из дней отправился на Киевский вокзал. Подумалось: перед отъездом домой люди будут более откровенными - теперь бояться-то вроде бы нечего.

Отыскать бывших гастарбайтеров на вокзале оказалось не так уж трудно. Еще издали заметил группу мужиков, которые сидели возле камеры хранения, зорко оберегая свои нехитрые пожитки. Лица у всех были усталые, равнодушные. Узнав, что меня интересует, переглянулись и все как один посмотрели на пожилого мужчину в сером костюме, как бы спрашивая у него, стоит ли вообще вступать со мной в беседу. "А зачем тебе все это знать?" - нахмурив брови, спросил старшой. Пришлось придумать легенду, мол, на днях получил письмо от двоюродного брата из Харькова, который собирается в Москву на заработки. Просил узнать что да как. Где можно устроиться, что для этого нужно.

"Наживку" мужики проглотили и немного оживились. Начали давать советы. Лучше, по их словам, приезжать в Москву в составе своей бригады и брать крупный подряд. Хорошо платят иностранные фирмы, но туда очень трудно устроиться. Все схвачено, поделено. Можно, конечно, попытаться всучить взятку нужным людям. Но это когда у тебя есть "зеленые" и ты знаешь, кому следует дать. В противном случае даже не стоит суетиться. Самый верный путь - искать подрядчика. Их в столице предостаточно. Главное - поторговаться, не прогадать.

"Нам, можно сказать, повезло, - в один голос заявили мужики. - Взяли хороший подряд на внешний ремонт здания. Благо среди нас есть и штукатуры, и маляры, и плотники. Работать начинали в восемь утра, а заканчивали в девять вчера. На обед - полчаса. И никто не сетовал. Мы все прекрасно понимали: чем раньше управимся, тем быстрее вернемся домой".

Жить строители устроились в общежитии какого-то техникума. Платили коменданту по 50 рублей с человека. Только за ночевку. Поэтому ужин готовили украдкой, поздно вечером, на электроплитке. И все было нормально, пока не нагрянула милиция. Узнав, что рабочие не прошли регистрацию, блюстители порядка приказали всем следовать за ними в отделение. В конце концов удалось договориться, мол, завтра оформляем все необходимые документы. Правда, милиция поставила одно условие: в ближайшее воскресенье рабочие отремонтируют одно из служебных помещений. Причем используя свои материалы, и, конечно, бесплатно.

Выбора у украинских работяг не было. Пришлось согласиться. Только этим дело не ограничилось. За несколько месяцев пришлось отремонтировать еще несколько помещений. Где, кому - распространяться не стали: если не дурак, сам догадаешься.

Несмотря на все перипетии пребывания в Белокаменной, мужики вроде бы остались довольны. По их словам, за эти несколько месяцев они заработали более чем прилично. Сколько? "Чтобы у себя на Украине мне получить такие деньги, пришлось бы ишачить не полгода, а несколько лет, - ответил молодой парень. - На машину, может быть, не потяну, а на мотоцикл с коляской - запросто. Еще и на обмывку хватит".

И все же за видимым их благополучием (еще бы, с хорошими деньгами едут домой) чувствовалась какая-то грусть. Это было видно по их глазам. Не бывает таких глаз у людей, действительно довольных своей жизнью. "Понимаешь, чужие мы здесь, - посетовал один из строителей. - Это раньше приезжали в Москву как к себе домой. А теперь стали иностранцами. Только тех, из-за бугра, встречают с распростертыми объятиями, а на нас просто наживаются. Ведь за ту работу, которую мы выполняем, москвичи никогда не возьмутся. Нам же выбирать не приходится".

Известно, что в Москву на заработки приезжали с незапамятных времен. Белокаменная манила к себе деловой люд не только своими красотами, но и возможностью шире проявить себя и, конечно, подзаработать. И в этом в принципе нет ничего плохого. Руками иногородних рабочих возводились монастыри, храмы, дома, мостились дороги. Теперь же в столицу приезжают большей частью по нужде, соглашаясь на любую работу, лишь бы прокормить семью. А подневольный труд еще никогда не доставлял радости.

Сегодня в столице более 70 тысяч иностранцев работают на законном основании. Число же нелегалов, по самым скромным подсчетам, в несколько раз больше. По версии столичных правоохранительных органов - более миллиона.

Так благо это или зло - иностранные рабочие в столице? С одной стороны, конечно, благо. Москва преображается буквально на глазах, обновляется, "чистит перышки", хорошеет. А с другой - зло. Потому что подневольный труд калечит души людей, унижает их достоинство, озлобляет. Живут гастарбайтеры как бомжи, забыв на время работы о том, что такое горячая вода, домашняя пища, кровать, чистая одежда, не говоря уже о прочих благах нашей цивилизации. Да и приезжают к нам не только с добрыми намерениями. От "нелегалов" - рост преступности, инфекционные болезни, невыплаченные налоги в городскую казну.

Каждый раз по весне столичная миграционная служба и ГУВД устраивают рейды по городским стройкам на предмет использования нелегальной рабочей силы. Недавно только на одном строительном объекте было выявлено около 20 армяно-таджико-украинских бригад штукатуров-отделочников. И теперь президенту и его фирме придется раскошелиться - до ста минимальных окладов за каждого задержанного "нелегала". Но для него это не трагедия - ведь на бесправных работягах он зарабатывает миллионы.

Да, в последние годы столичные власти пытаются навести в этом деле порядок. Сегодня каждый иностранец, намеревающийся подзаработать в столице, первым делом должен обратиться в государственное унитарное предприятие "Миграционное агентство", где ему выдадут свидетельство на право работы. Для получения этого документа кроме удостоверения личности необходимо представить справки об отсутствии ВИЧ-инфекции и туберкулеза. Срок действия такого свидетельства может длиться один, три и шесть месяцев. Самый дешевый (на один месяц) обойдется соискателям рабочего места в 4 минимальных оклада, соответственно за трех- и шестимесячное свидетельство придется выложить 10 и 20 минимумов. Если такого документа нет, то ни один столичный предприниматель не может принять иностранца на работу.

Вот только этот порядок нарушается на каждом шагу. Нанимать "нелегалов" как-то сподручней - ни хлопот, ни забот. Для заказчиков, а вот для всех нас опасно. Ведь не секрет, что немало правонарушений в столице совершают прежде всего рабочие-нелегалы. Да и под видом приезжих подзаработать могут прятаться террористы. Уже известно, что некоторые террористы, захватившие Театральный центр на Дубровке, устраивались рабочими при коммерческом клубе, который располагался в подвале центра и как раз ремонтировался. Говорят, и сам ремонт затеяли ради самого теракта, чтобы под видом строительных материалов можно было незаметно внести в подвал что угодно.

Так что проблема с привлечением иностранных рабочих в столице непростая. И мириться с ее решением - значит, помимо прочего, подвергать москвичей еще и непредвиденной опасности.